На продолжающейся Венецианской архитектурной биеннале многие страны в своих экспозициях обратились к прошлому. Они показывают, как наши предки использовали технологии и дизайн, чтобы сохранить тепло или прохладу в своих домах. Теперь архитекторам предлагают черпать вдохновение в прошлом, чтобы экологично строить в будущем.
Сохранение тепла либо прохлады в жилище всегда было одной из главных задач в большинстве стран. Решать ее приходилось путем архитектуры либо применением различных приспособлений. Очевидно, что мало просто построить в доме печь. Можно сделать более эффективной и её саму, и все помещение.
Например, в некоторых частях Польши в домах с высокими потолками зимой жители подвешивали полотна плотной тяжелой ткани, тем самым уменьшая пространство. Отапливать приходилось меньший объем помещения. В то же время летом, когда ткань снимали, комнаты становились более просторными и сохраняли прохладу даже в сильный зной.
В центральной Швеции очень распространен был тип фермы, имевший отдельные помещения для лета и зимы. Дом состоял из трех частей – низкая центральная была зажата между двумя более высокими. В течение года их назначение менялось. Зиму жители проводили в центральной части, которую было легко отапливать. Две других использовали для хранения вещей и запасов и как рабочие места. Когда же погода становилась более теплой, люди занимали все строение, используя более высокие комнаты в качестве спален. Кроме того, что они были более прохладными, там можно было уединиться.
На Руси тоже применялось своеобразное «зонирование». Помещения могли по-разному использоваться в разное время года. Так, сени, которые предохраняли жилые помещения от холодного воздуха зимой, летом часто служили дополнительным жилым пространством.
В Бретани, Нидерландах и Бельгии были распространены кровати-ящики. Выглядели они как шкафы, иногда без створок, а только с занавесками. Такая кровать обязательно ставилась на небольшие ножки, чтобы исключить попадание с пола воды и грязи, а также чтобы обеспечить воздушную прослойку между холодным полом и местом для сна.
Главное – это место было легко нагреть, закрыв шторки или дверцы. К тому же ящики-кровати были достаточно компактными – длиной до 1,7 м (тогда люди имели меньший рост). Кроме того, в средние века существовала традиция спать полусидя, а не лежа, поскольку таково положение мертвых.
Кровати-ящики часто были гордостью своих владельцев. Их украшали резьбой и росписью и передавали по наследству. Таким образом из чисто утилитарных они превращались в настоящие предметы интерьера.
То же самое можно сказать о печах в альпийских домах в Словении, Италии и Австрии. Украшенные изразцами, они занимали главное место в комнате, обычно имели большой размер и особенное устройство. Внутри был настоящий лабиринт из огнеупорных кирпичей, которые поглощали тепло от дыма, проходившего через них. Тепло сохранялось в течение нескольких часов, а иногда и дней. Вокруг печи была устроена деревянная рама, которую использовали для сушки одежды и хранения припасов, боящихся сырости. Кроме того, она была окружена лавкой, на которой можно было сидеть, привалившись к теплой стене печи, и даже спать.
В русских домах печь, конечно, тоже была центром дома. Здесь грелись и готовили пищу, спали, мылись, сушили одежду и продукты. Но украшали ее в простых домах редко. Чаще просто аккуратно белили.
В жарких регионах на юге Испании внутренние дворики также сочетают в себе необходимость и привлекательность. Старые городские дома с толстыми стенами построены лицом к патио, стены которого обычно покрыты вьющимся виноградом или горшками с цветами. Тень и свежесть, которые дают растения, поддерживали во внутреннем дворике более низкую температуру, чем снаружи. Эти прохладные места становились центром общественной жизни.
Кураторы подчеркивают, что смысл выставки не в том, чтобы просто взять решения из прошлого и использовать их сейчас. Она должна побудить архитекторов думать об энергоэффективности как неотъемлемой части работы, а не дополнении после проектирования.
Юре Грохар, архитектор, куратор выставки «+/- 1 °C: В поисках выдержанной архитектуры»:
«В настоящее время архитектура несколько ленива и отдает решение проблем инженерам. Дома строятся так же, как и 50 лет назад, а потом просто добавляются технологические уровни для повышения эффективности. Мы ничего не имеем против технологий, вопрос в том, как их интегрировать, изначально учитывая экологию».
При этом авторы выставки подчеркивают, что они не хотят возвращаться в прошлое. Представленные принципы должны стать творческой энергией, побуждающей думать об аналогичных решениях с использованием современных знаний и технологий.
По материалам: bloomberg.com, labiennale.org