Найти тему
Вечерняя Москва

Художники сочетают стиль и удобство современных вещей

   Студент первого курса кафедры «Промышленный дизайн» университета Строганова Матвей Афонин с макетом кресла / Фото: Анна Темнышова / Вечерняя Москва
Студент первого курса кафедры «Промышленный дизайн» университета Строганова Матвей Афонин с макетом кресла / Фото: Анна Темнышова / Вечерняя Москва

29 июня в столице отметили Международный день промышленного дизайнера. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала, в каких вузах Москвы готовят специалистов в этой области.

На пятом этаже Российского государственного художественно-промышленного университета имени С. Г. Строганова находится «сердце» вуза — кафедра промышленного дизайна. На стенах коридоров висят эскизы и курсовые проекты, созданные студентами. Смотришь на них — и кажется, словно будущее уже наступило: все привычные предметы молодые дизайнеры переосмыслили и придали им новую форму. Например, утюги и подставки для кухонных ножей здесь похожи на морских рыб. А чтобы воплотить эти идеи в реальность, дизайнеры работают в своих мастерских и с помощью разных материалов изготавливают прототипы своих проектов.

— У нас в вузе преподают практикующие дизайнеры, они передают нам свой реальный опыт, — говорит студент первого курса университета Строганова Матвей Афонин. — И радует, что мы работаем на современном оборудовании и используем новейшие программы.

По словам Афонина, здесь, помимо базовых навыков, они изучают много интересного: 3D-моделирование, проектирование, скетчинг и другое.

— Промышленный дизайнер объединяет в себе сразу несколько профессий: инженера, проектировщика и архитектора, — говорит Афонин. — Но самое главное для нашей работы — уметь разбираться в различных сферах, даже в тех, которые ранее были нам неизвестны.

Как объяснил Матвей, первый этап работы — сбор и анализ материала. Прежде чем начать работу над проектом, нужно сравнить аналоги, которые уже есть на рынке, и затем попытаться сделать что-то новое, исправить недостатки.

— Далее мы делаем эскиз и макет, — говорит студент первого курса Евгений Мартыненко. — Потом мы дорабатываем его в 3D-программе и делаем финальный прототип.

А если предмет оснащен механическими узлами, например, кофемашина, то для него прорабатывается дизайн с учетом устройства всех внутренних компонентов.

— Решающий аспект работы дизайнера — пространственное и логическое мышление, — добавляет Афонин. — Хороший дизайн должен быть незаметным. И я сравниваю его с воздухом, когда он есть — о нем никто не задумывается. А если его нет — это сразу будет заметно.

Но чтобы стать первоклассным специалистом, нужно не только иметь творческий порыв, но и умения. Так, в Московском политехе после первого отбора абитуриентов по результатам ЕГЭ проводится внутренний кафедральный экзамен по академическому и специальному рисунку.

— В первом случае изображают классическую гипсовую голову, во втором — создают рисунок, связанный со специальностью, — говорит доцент кафедры «Дизайн» Московского политеха Антон Изотов. — Абитуриентам нужно предложить решение ситуации с помощью транспорта или объекта промышленного дизайна. Цель этого экзамена — понять, как человек умеет мыслить.

С кафедрой сотрудничают индустриальные гиганты, один из них — научно-исследовательский институт «НАМИ».

— В компании есть подразделение «Центр стиля», которое занимается разработкой автомобилей AURUS и многого другого, включая интерьеры вертолетов, — говорит Изотов. — А московская студия дизайна АвтоВАЗа практически полностью состоит из выпускников нашей кафедры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Артур Рыжов, вице-президент Ассоциации промышленных дизайнеров:

— Дизайнеры, как в Москве, так и во всей России, зависят от промышленного потенциала и от поддержки государства. И значимым событием для отрасли стал подписанный меморандум о сотрудничестве по развитию образовательного направления «Промышленный дизайн». Наша отрасль должна способствовать развитию производства бытовой техники, электроприборов и объектов культурно-бытового назначения.

Эксклюзивы "Вечерней Москвы"

Самый крупный в мире: как Москва готовится к встрече Сабантуя

Красота без жертв: можно ли тестировать косметику без вреда для животных и как это делают в России