Сегодня доставка еды – нечто привычное и крайне востребованное! В век технологического прогресса, когда весь мир буквально подстраивается под потребителя, чтобы ему было легче справляться с повседневной рутиной, этим уже никого не удивишь: многие люди вообще не представляют, как это – ходить за всеми покупками в магазин лично. И особенно это относится к молодому поколению, хотя и люди, выросшие в СССР, уже давно привыкли к таким вот «фишкам», позволяющим существенно экономить время и сделать свою жизнь эффективнее и комфортнее.
За последние несколько лет доставка еды (причём как из магазинов, так и из ресторанов) обрела неслыханную популярность во всём мире! Если верить исследованиям, с 2019 года количество заказов выросло на 244% – до 237 миллионов! Немаловажную роль в этих цифрах сыграла пандемия: во время карантина многие люди не могли посетить магазин или любимый ресторан привычным образом. И, конечно же, были вынуждены пользоваться доставкой.
Но преобладающему большинству потребителей это так понравилось, что с тех пор они заказывают еду на дом, забыв про очереди на кассах и прочие нюансы, сопровождающие нас всех во время похода в магазин. И это действительно удобно, когда сидя дома и занимаясь своими делами (уборка, готовка, стирка и так далее, или же просто качественный отдых) вы можете не беспокоиться о том, что вам нужно куда-то идти. Еда сама постучится в ваш дом!
Однако – сфера доставки заказов развивалась довольно-таки долго, целые десятилетия. Да-да, еду на дом доставляют примерно с 1950-х! Правда, в те времена этот процесс был более затратным, неудобным, непродуманным... В связи с этим, качество доставленной еды не всегда отвечало ожиданиям и пожеланиям заказчика. Холодная пицца когда-то была нормой, а работа курьером считалась одной из самых опасных! Собственно, поговорим обо всём этом по порядку...
Курьеры древности
Когда и кто придумал доставлять еду прямо на дом? Ну, вы будете очень удивлены, узнав, что первый подобный случай был зарегистрирован аж в 1889 году! Рафаэле Эспозито, хозяин и по совместительству шеф-повар одной неапольской пиццерии, стал главным «виновником» истории. Если верить слухам, пиццы Рафаэле были одним из самых вкусных – такие и королевской чете не грех преподнести. И случай удачный подвернулся: король с королевой как раз навестили Неаполь.
Но не ехать же таким высокопоставленным людям в какую-то пиццерию? Не по-королевски как-то. Однако Эспозито был полон решимости угостить супругов своими кулинарными изысками. И тогда повар пошёл на хитрость, которая для тех времён была настоящим ноу-хау: он лично доставил им пиццу к царскому столу! К слову: если, опять-таки, верить слухам – пицца им очень даже понравилась.
Одной из первых стран, которая начала осуществлять доставку еды на дом, считается Индия: это были разносчики пищи «даббавала» – название берёт своё начало от «дабба», которым обозначались специальные металлические контейнеры для продуктов. К слову: такой вид доставки появился ещё в 19 веке и частично существует в Индии по сей день!
Но, конечно, в те годы доставка еды на дом как полноценный бизнес и сервис была невозможна – ни дорог нормальных, ни транспорта, ни телефонов. А потом грянули Первая и Вторая Мировые войны... Затем было длительное восстановление экономики во всём мире, ну и наконец – в 50-х доставка на дом заработала. Ведущими государствами в этой сфере стали США и большая часть Европы, в частности Италия, славящаяся своими пиццами... К слову: этой замечательной идеей Штаты обязаны именно итальянцам, которые переселялись в Америку, открывали там свои пиццерии и, соответственно, организовывали службу доставки. Вскоре многие крупные американские заведения начали делать так же!
В Россию сервис доставки на дом пришёл лишь в 90-х. Доступ к Интернету был у единиц, после распада СССР люди не доверяли всему новому и западному... Так что – изначально доставка вообще не прижилась в нашей стране! Лишь с наступлением новой эпохи, с новым молодым поколением, она начала процветать и, в итоге, сегодня её востребованность очень высока.
Японские виртуозы
С Западом и Европой всё понятно, а что же творилось с доставкой в Японии и Китае? Ведь наверняка многие видели фото, как азиатские мужчины-доставщики на велосипедах развозят еду весьма необычным способом! А именно, вот таким...
Да уж, с трудом удаётся представить, как с таким количеством мисок можно ещё и на двух колёсах балансировать! В этом деле японцы, конечно, непревзойдённые мастера... Но да: именно так выглядела доставка в Японии в былые времена. Данный сервис, к слову, там начали развивать аж с 17000-х годов. И было это крайне неудобно – для слуг. Ни телефонов, ни Интернета – как же передавали заказы? Ну, богатые люди отправляли своих подчинённых в заведения, чтобы те сделали заказ, который затем доставлялся по указанному адресу. Не думаем, что слугам доплачивали за такое путешествие, но и выбора у них особо не было...
Примечательно, но одна такая башня заказов, как на фото выше, включала в себя 30-50 мисок! А самым популярным деликатесом, который люди заказывали, была (да и сегодня остаётся) гречневая лапша соба.
Американские инновации
Сегодня невозможно представить современную и качественную доставку еды из кафе, без... качественной упаковки! Вот только раньше, когда этот сервис только-только начинал своё существование, ничего подобного красивым современным коробкам не было. Это были пакеты, одноразовая посуда и так далее. Люди делали заказ по телефону, а курьеров было мало. Так что, учитывая отсутствие нормальных способов доставки и упаковки, – холодная пицца в те времена была делом обыденным...
Однако уже в 60-х в сфере доставки еды на дом произошла эволюция: американец Том Монаган, основатель Domino’s Pizza, придумал привычную нам картонную упаковку для еды. Позже он также изобрёл специальную сумку для своих пицц, которую оснастил электрическим подогревом. Так что, его вклад в наш современный и комфортный мир очень велик.
Захват пищевого рынка
Что ж: как вы уже могли понять, доставка стала неотъемлемой частью современного мира. Многие люди – молодёжь, старики, а также молодые мамочки, уже не представляют своей жизни без такой удобной функции. Уверены, что доставка и дальше будет развиваться, совершенствоваться и завоёвывать сердца потребителей.
А как вы считаете: удобно ли это? Или, быть может, подобные вещи делают людей асоциальными и ленивыми? Делитесь своим мнением в комментариях.