Найти тему

Американская система образования: взгляд изнутри

О мифах и реальностях американской системы образования, которую смог изучить изнутри Михаил Рыбалко, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии, истории и регионоведения исторического факультета ИГУ.

Михаил Рыбалко прожил в США 12 лет, обучаясь и преподавая в Техасском технологическом университете на факультете политологии. Эта страна интересовала ученого еще во времена студенчества, когда он учился на историческом факультете ИГУ, а позже он лично смог окунуться в академическую жизнь и атмосферу университета Америки. Сегодня США и западные страны влияют на нашу жизнь, несмотря ни на какие конфликты России и Запада. Процесс вестернизации неизбежен. В привычной для нас действительности уже происходят изменения под влиянием глобализации: консюмеризм, желание приобрести как можно больше ресурсов, рационалистический и практический подход ко многим вещам. Российское общество меняется, но остается много стереотипов и непонимание.

Американская система образования самая высокоразвитая по ряду критериев. Первый – это гигантские ресурсы страны, которые направляются в образовательную сферу и открывают для американских студентов огромные, даже немыслимые, горизонты и возможности, недоступные для студентов многих других стран. Важным является и то, что фундаментальная наука (создание теории) формируется в основном за рубежом и, главным образом, в США. Лучшие американские вузы, входящие в «Лигу плюща», определяют развитие теоретических знаний, которые затем используют другие институты и университеты, в том числе и российские. У нас фундаментальные теории находят чаще всего прикладное применение в научных исследованиях, без которых не обходится и Америка.

Главное правило жизни практически любого американского вуза – это исследования, исследования и еще раз исследования. Условия труда и распорядок рабочего дня отличается от нашего. У преподавателей небольшой список курсов, которые они читают студентам, основную же часть дня работника кампуса составляют исследования, доказательства и обсуждение с другими сотрудниками сделанных выводов и открытий. От представителя вуза, человека, который собирается заниматься наукой, требуется оперирование большим объемом данных, так как основным методом в любой исследовательской работе является научный. Доказательство и объяснение производится с помощью математизации, формул и математического языка, даже в гуманитарных дисциплинах. Но при этом ученому необходима креативность в проведении научной работы и доказательстве полученного знания. Новизна и необычность дают больше возможностей для публикации и получения баллов. Поэтому ученые или университеты, соперничающие между собой, стараются сделать свою работу оригинальной.

Очень важно, что 1/8 от эфира американских радиостанций и телевидения посвящена научной тематике. В новостях принято рассказывать о научных открытиях и исследованиях, о постановках гипотез, об определении вариантов развития, о самом ходе исследования и других вещах. Это помогает в преподавании и в распространении научного знания, делая его достоянием страны.

Еще одна особенность американского образования – тесная связь со спортом, которую можно заметить во многих американских фильмах. Студенты и преподаватели являются фанатами своих спортивных команд, на которые тратятся огромные средства. Очень развит чирлидинг, символизирующий дух патриотизма и сплочение вокруг своей команды.

Помимо спорта, университет становится центром и магнитом для культурной жизни. В кампусе постоянно проходят различные мероприятия. В американские вузы приезжают много спикеров, которые делятся своими знаниями и опытом со студентами. Такая практика – большой позитивный момент академической жизни в США. Очень часто университет имеет отдельную территорию за городом или же собственный внутренний городок, тогда кампус становится местом не просто обучения, но одновременно и отдыха. Именно поэтому для студентов организуются субботние вечера в виде игровых ситуаций или других мероприятий.

Интересный досуг и развлечение студентов – это хорошо, но не стоит забывать, что главное предназначение вуза – образование, которые является очень сложным в США. Пройти американский курс трудно, чтобы получить оценку «B» (равная нашей «4») необходимо очень много работать. Университеты устанавливают очень строгие и большие требования, с которыми тяжело справляться студентам. Легче всего ориентируются в такой системе выпускники частных школ. Эти элитарные заведение не только очень дорогие, но и очень требовательные к своим ученикам. Они учат будущих студентов писать объемные работы. К тому же поддерживается соперничество между обучающимися. Каждый борется за свой рейтинг, так как от этого зависят будущие возможности.

Но, несмотря на все плюсы американского образования, которые делают его престижным, есть и свои минусы. Во-первых, американское образование – очень дорогой продукт, даже для самих американцев. Большинство из них берет заем для оплаты обучения. Есть возможность поступить бесплатно, но для этого нужно быть либо вундеркиндом, либо заниматься спортом, либо отслужить в армии. Во-вторых, большая часть американцев не заинтересована в изучении иностранных языков, так как они уже говорят на английском, острой необходимости в этом у них нет. И в-третьих, американские студенты очень практичны и прагматичны: они изучают только то, что может принести выгоду, живого интереса к новым знаниям у них практически нет. Они мало интересуются историей, искусством, географией, считая это иррациональным, все сводится к деньгам – это настоящий жестокий и бездушный капитализм.

-5
«Многое из США и американской системы образования приходит к нам. Но не стоит бояться американизации и вестернизации – Россия все примет и интерпретирует по-своему. Широкая русская душа не растратит своей поэзии, она все возьмет, но переделает на свой лад, как будет лучше ей», – так ответил Михаил Рыбалко на вопрос из зала.

Лекция «Американская система образования: мифы и реалии», проходила 6 февраля 2021 года в Научной библиотеке им. В.Г. Распутина ИГУ в рамках проекта «Научные weekend'ы». Видеозапись прямой трансляции можно посмотреть по ссылке:

Научные Weekend'ы. Американская система образования: мифы и реалии.

Софья Синегибская