Расскажем, как университеты связаны с бизнесом и как полученные наукой знания становятся полезными в реальном мире
Раньше к знанию относились как к чему-то сакральному. Сейчас можно обучиться почти везде: не только в школах и университетах, но в социальных сетях и на разных платформах. Тем не менее кажется, что настоящая наука по-прежнему заперта в замках из слоновой кости, и добраться до нее не так просто.
Скорее всего, такое представление связано с историей университетов. В Средневековье количество грамотного населения было незначительным. Если кто-то становился ученым, он оставлял повседневную жизнь и уходил в университет (или монастырь), чтобы найти достойных собеседников для воспроизводства процесса обучения.
На контакт с обществом люди науки начали выходить только во второй половине XIX — начале XX века, когда американские университеты превратились в «кузницы кадров» для промышленной отрасли. В Российской Империи высшее образование становилось пропуском в мир высокооплачиваемой работы. Только, к сожалению, в то время на курсы не принимали женщин.
В советское время в университетах практически не занимались исследовательской деятельностью — для этого были созданы академии наук. Высшее образование стало частью карьерной траектории для представителей некоторых профессий — на руководящие должности не брали тех, у кого не было диплома. В современном обществе университеты утрачивают функцию особого статуса.
Настороженное отношение к ученым вызвано тем, что зачастую непонятно, как их знания могут быть полезны в реальном мире. Особенно сложно представителям гуманитарных наук, ведь кажется невозможно объяснить, зачем, например, нужна диссертация о том, как люди открывают двери. Но важно помнить, что даже устройством клавиатуры на компьютере мы обязаны людям, которые изучали движения рук, глаз и внимание пользователей, чтобы кто-то создал идеальный вариант.
Во многих университетах студенты пишут небольшие исследовательские работы. Конечно, это не делает всех учеными, но все-таки закладывает фундамент понимания того, как извлекать и использовать знание. Если человек прошел базовый курс и изучил методологию исследования, подбор литературы и поиск информации, это станет полезным навыком даже для повседневной жизни — например, чтобы правильно вбить данные в строку поиска, отделить качественный контент от некачественного.
Бизнес и университет почти не взаимодействуют, особенно в России. Это связано с тем, что 90-х и начале нулевых компании развивались сами по себе, привыкнув полагаться на свои силы. Чаще всего бизнес обращается к корпоративным университетам и научным центрам. Тем не менее, сейчас в высших учебных заведениях довольно часто можно встретить преподавателей, которые являются представителями крупных компаний или стартапов.