Одним из самых интересных российских кораблестроителей своего времени был Андрей Александрович Попов, возведенный в чин адмирала в 1891 году. Он был талантлив и умел - это он построил яхту императора "Ливадия", а также броненосец "Петр Великий" (пожалуй, один из самых мощных броненосцев в мире того периода), полуброненосные фрегаты "Владимир Мономах" и "Дмитрий Донской" и другие. Казалось бы, Попова надо чтить и уважать, однако во многом помнят его почему-то вовсе не за эти достойные корабли, не за воинскую службу, не за героическое участие в нескольких войнах, а за его довольно интересный, но провальный проект. Вот об этом проекте и пойдет речь сегодня.
Итак, как мы помним, по условиям Парижского мирного договора, ознаменовавшего окончание Крымской войны, России пришлось согласиться на ряд ограничений в сфере кораблестроительства. Но в 1871 году договору этому пришел конец, и в стране нужно было налаживать постройку новых современных кораблей. Непосредственно сам Андрей Попов был новатором, и хотел строить что-то такое, чего ни у одной другой страны не было. Он долго думал и в конечном итоге создал проект круглого броненосца.
Сейчас уже понятно, что постройка круглых кораблей - это нечто туманное и неоправданное, но самому Попову в то время это не было столь очевидным. В своей докладной записке он писал следующее:
"Уменьшая длину и увеличивая ширину судна, можно не только уменьшить его денежную стоимость, но и увеличить водоизмещение. Доведя эту аксиому до конечной степени, то есть сделав длину равной его ширине, мы достигнем наиболее благоприятных условий как в отношении стоимости, так и водоизмещения".
Однако власть всячески отказывалась выдавать деньги на проект, а потому Андрею Попову пришлось приложить максимум усилий и буквально обивать пороги чиновников с утра до ночи со своей просьбой о выделении средств. И даже это не помогло. Тогда кораблестроитель построил круглые шлюпки и провел перед чиновниками демонстрацию возможностей таких вот плавсредств - вроде бы все понравилось и деньги наконец-таки выделили.
И вот, в конечном итоге корабли были построены на петербургских верфях - один, спущенный на воду в 1873 году, назывался "Новгород", а второй, спущенный в 1875 году, носил имя "Киев".
Но оказалось, что испытывать круглые шлюпки - это одно, а испытывать круглые броненосцы - это другое. У проекта круглых броненосцев с самого начала было множество критиков, которые говорили, что корабли получатся плохими, но реальность оказалась куда более ужасной. На практике эти броненосцы имели почти нулевую управляемость, а скорость их в самые благоприятные моменты достигала всего 7 узлов, в то время как обычные броненосцы при таких же благоприятных погодных условиях могли разогнаться даже до 20. Если же говорить о погоде плохой, то на круглом корабле вообще невозможно было находиться - он не шел, не управлялся, а качало его так сильно, что не было возможности нормально передвигаться по палубе. Плюс к тому, волны захлестывали корабль бесперебойно.
В общем и целом это был полнейший провал. И все завистники и критики тут же воспользовались этим, дабы ударить по Андрею Попову. От того и круглые броненосцы его стали называть эдаким уничтожительным прозвищем - "поповками". Интересно, что даже великой поэт Николай Некрасов уделил этим самым "поповкам" пару строк. Они звучат так:
Где-то как-то всем неловко
Как-то что-то есть грешок...
Мы кружимся, как "поповка"
А вперед ни на вершок!
Но что делать? Корабли были уже построены, не разбирать же? Вот и прослужили они в непонятно каком качестве в береговой охране до самого начала 20 века. В 1911 году наши хитрецы попытались продать эти штуковины в Болгарию, но затея провалилась, а потому круглые броненосцы в конечном итоге были разобраны.
Да, понятно, что это был провал и сильный удар по самому Попову как кораблестроителю. И все же не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Попов создал эти корабли в надежде, что они усилят флот, смогут сделать Россию еще сильнее - ну не получилось, ведь не всегда получается так, как хочется. Но в целом же эти корабли были одними из самых необычных из всех, которые когда-либо стояли на российской службе.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.