Найти тему
Книжный мiръ

«Каждый поэт мечтает написать такое стихотворение, которое хотелось бы читать шепотом». 120 лет со дня рождения поэта Михаила Светлова.

17 июня 1903 года родился русский советский поэт и драматург Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964).

В тех глазах правда века сурова.
В тех глазах совесть века светла.
И душою поэта Светлова
Ты, романтика, вечно была.
 (Анатолий Поперечный)

29 августа 1926 года в «Комсомольской правде» появилось стихотворение «Гренада» никому не известного автора Михаила Светлова:

Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные,
Прощайте, друзья —
«Гренада, Гренада,
Гренада моя!»

 

Сразу же «Гренада» зазвучала: ее приняли даже мэтры поэзии - Маяковский читал в сценических выступлениях,  Марина Цветаева написала Пастернаку: «Передай Светлову, что его «Гренада» — мой любимый стих за все эти годы. У Есенина ни одного такого не было. Этого, впрочем, не говори, пусть Есенину мирно спится». Удивительным образом стихотворение оказалось пророческим: ровно десять лет спустя  «Гренаду» пели бойцы-интернационалисты на войне в Испании, считая песню народной, актуальной, только что написанной. В концлагере Маутхаузен «Гренада» стала гимном узников, за его исполнение их убивали на месте…

Да разве только «Гренада» стала песней! Известное всем стихотворение «Большая дорога» Михаил Светлов написал еще в 1928 году, а лихая гусарская песня звучит до сих пор в фильме Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»:  

Большая дорога военной удачи,
Там множество женщин красивых бежало,
Армейцам любовь отдавая без сдачи,
Без слез, без истерик, без писем, без жалоб.
Я тоже не ангел, я тоже частенько
У двери красавицы шпорами тенькал,
Усы запускал и закручивал лихо,
Пускаясь в любовную неразбериху. 

И знаменитая «Каховка»:

Под солнцем горячим, под ночью слепою
Немало пришлось нам пройти.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд
Стоит на запасном пути! 

В 1935 году кинорежиссер Семен Тимошенко снимал фильм «Три товарища», главные герои которого подружились еще на Гражданской, и в сценарии имелся совсем крошечный эпизод, где старые друзья вспоминают: «А помнишь в 20-м под Каховкой?..» (в 1920 году в небольшом поселке под Херсоном  велись бои с врангелевскими войсками). Композитор Исаак Дунаевский тут же сделал пометку: «Здесь должна быть песня!». И она появилась. Режиссер поехал в Москву к Михаилу Светлову, которого хорошо знал, и прямо с порога поставил перед поэтом задачу: «нужна песня, в которой были бы Каховка и девушка». Устав с дороги,  тут же прилег на диван с просьбой разбудить его, когда что-то начнет получаться. 

В статье «Мы, как знамя, поднимем песню» Светлов вспоминал:

«Каховка — это моя земля. Я вспомнил горящую Украину, свою юность, своих товарищей…
Мой друг Тимошенко спал недолго. Я разбудил его через сорок минут. Сонным голосом он спросил меня:
— Как же это так у тебя получилось, Миша? Всего сорок минут прошло!
Я сказал:
— Ты плохо считаешь. Прошло сорок минут плюс моя жизнь».

Музыка родилась тоже очень быстро, прямо в студии, на глазах у всей съемочной группы. 

 «…Дунаевский, тихо покачиваясь в такт песне, посмотрел кругом, ища, очевидно, Светлова, - вспоминал народный артист СССР Михаил Жаров, -  а Светлов, вдруг ставший юным, скромно сидел в уголке за декорацией и слушал песню с закрытыми глазами, как будто перед ним проходило все, о чем в песне он поведал людям. Его губы тихо шептали:
Ты помнишь, товарищ,
Как вместе сражались,
Как нас обнимала гроза?..»

Но судьба Светлова никогда не была легкой: его обвиняли в троцкизме, исключили из комсомола; хорошо, что только этим обошлось, за слова «Коммунистической партии нет давно, она переродилась во что-то ужасное и не имеет ничего общего с пролетариатом» поэт мог понести и более жёсткую кару.

Всю войну Михаил Светлов прошёл военным корреспондентом, дошёл до Берлина, его очерки нам известны так же, как и стихи. Во фронтовых воспоминаниях Евгений Долматовский рассказывает нам о подвигах майора Светлова:

 «… до меня доходили только легенды о Светлове. Майор Светлов в составе танкового экипажа участвует в прорыве… Майор Светлов в дни Бобруйского «котла» столкнулся с группой немецких солдат во главе с генералом, взял их в плен и привел в штаб… Майор Светлов выпускает газету, находясь вместе с корпусом в глубоком рейде в глубь Польши и Германии. Между прочим, он опять взял в плен группу солдат. За мужество, проявленное в годы войны, корреспондент М. Светлов награжден тремя орденами и медалями».

 

Но, тем не менее, негласный запрет на творчество Михаила Светлова продолжался и после войны и был снят только в 1954 году. Настоящего признания поэт удостоился только после смерти: в 1967 году ему была присуждена его единственная литературная награда - Ленинская Премия в разделе «Поэзия». Посмертно…

Из дневника Павла Антокольского: «Как много хорошего ушло вместе с ним. Определить, что именно – невозможно. Не только талант, как бы ни был он велик, не только доброта, остроумие, нравственное достоинство, помощь в поддержке сотням людей. Неопределимо – обаяние. А главное – Светлов был предметом общей непрестанной любви. Если был, значит, заслужил».

 

Михаил Светлов «Моя поэзия», 1957:

Нет! Жизнь моя не стала ржавой,
Не оскудело бытиё…
Поэзия – моя держава,
Я вечный подданный её.
Не только в строчках воспалённых
Я дань эпохе приношу, –
Пишу для будущих влюблённых
И для расставшихся пишу.
О, сколько мной уже забыто,
Пока я шёл издалека!
Уже на юности прибита
Мемориальная доска.
Но всё ж дела не так уж плохи,
Но я читателю знаком -
Шагал я долго по эпохе
И в обуви и босиком.
Желание вошло в привычку —
Для взрослых и для детворы
Так хочется последней спичкой
Зажечь высокие костры!
И, жаждою тепла влекомы,
К стихотворенью на ночлег
Приходят все — и мне знакомый
И незнакомый человек.
В полярных льдах, в кругу черешен,
И в мирной жизни, и в бою
Утешить тех, кто не утешен,
Зову Поэзию свою.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!