В 1845 году экспедиция Джона Франклина отправилась на поиски пути вдоль арктического побережья Канады. У острова Кинг-Вильям суда затерло льдом. Их пришлось бросить. Члены экспедиции рассеялись по острову и все погибли от голода и болезней.
Сейчас на острове растут подсолнухи. Еще — перцы, щавель, земляника. Все на контейнерной ферме.
Коренным жителям, инуитам, до сих пор трудно прокормиться. Изменение климата осложнило охоту, а в магазинах все в три раза дороже, чем в среднем по стране. Фрукты и овощи везут по три недели. Доходят они несъедобными.
Инуиты все чаще заболевают диабетом, а в трех четвертях семей дохода едва хватает на сколько-нибудь сносную диету. С трудоустройством в тех местах трудно.
Поэтому люди стали выращивать еду сами.
Наурвик — место, где растут
Так называется вертикальная ферма в Йоа-Хейвен, единственном поселении на острове. Она состоит из пяти морских контейнеров. Днем ферма работает от солнечных панелей, ночью от ветряков, редко от дизель-генератора. За бортом бывает минус шестьдесят, у дверей растет ледяная борода.
Кондиционеры в таких условиях работать не могут, застывают. Влагу отводят простым проветриванием. Помогает единственный плюс арктического климата: сухой воздух.
Внутри фермы обстановка обыкновенная, разве только работницы относятся к растениям почти как к собственным детям. Детям, старикам и нуждающимся семьям в первую очередь идет урожай.
По праздникам зелень стоит в центре стола рядом с жареным овцебыком, китовым жиром, ветчиной и пирогами. Едят зелень как есть, сырой и без приправ. Исчезает она быстро.
На Аляске вертикальным земледелием занимается стартап Growcer. Он был создан специально для помощи местной экономике. Фермы дорогие, но окупаются за два года: выращивать на месте выгоднее, чем ввозить.
В России сеть арктических гидропонных ферм может появиться на севере Якутии. По оценке специалистов, фермы на 100 кв. м. достаточно для того, чтобы обеспечить небольшое село огурцами и помидорами — именно такие и планируют строить.