ФАС направила письма девяти нефтяным компаниям с требованием увеличить объемы продаж бензина на бирже. Антимонопольщики сказали, что, если нефтяники не примут меры, то ведомство может уличить компании в нарушении закона «О защите конкуренции» и возбудить антимонопольные дела. Не знаю, поможет или не поможет. Что-то мне подсказывает, что бензин дешевле у нас не станет.
Сергей Михеев: По крайней мере, он никогда не становился дешевле. Вот в чем дело. Мы исходим из печального опыта. Все ссылки на то, что, мол, в Европе вот так, - это ни о чем. Еще раз повторю: наша страна является одним из самых крупных государств, добывающих нефть, перерабатывающих ее в топливо. И у нас свое собственное топливо. Что касается нефтяных компаний: не они это когда-то нашли, не они разработали, делалось это совершенно другими людьми и на коммерческих основаниях. А они просто пользуются тем, что им досталось от приватизации 1990-х годов. Это во-первых.
Во-вторых, ссылки на государственные акцизы, налоги и пр. Отчасти это правда, но дело в том, что эти акцизы и налоги не меняются с курсами биржи. Но, тем не менее, цены на бензоколонках реагируют на эти вещи моментально.
В-третьих, это уже вопросы к государству. Мы говорим, что в Европе так и так, а ведь есть арабские страны, где бензин очень дешевый. Почему? Потому что эти цены фактически установлены государством. Они субсидируются государствами, добывающими нефть и перерабатывающими в бензин. Они считают, что своим гражданам, так как они живут в этой стране и являются наследниками тех недр, надо продавать дешевле. Потому что они свои.
Население этих стран несравнимо меньше российского.
Сергей Михеев: Это понятно, что оно несравнимо меньше российского. Но все ссылки на дорогой бензин за рубежом – «от лукавого». Можно ли здесь найти какое-то решение? Пока, как я понимаю, его особо никто искать не собирается. Все считают, что и так неплохо. Но иногда ФАС приходится реагировать, что цены на бензин растут и очень заметно, а в нынешней ситуации, когда и так жизнь непростая, это вызывает у населения возмущение и недовольство. Это очевидно. Кстати говоря, это является одним из инфляционных факторов, потому что топливо входит в цену услуг, товаров, и это тоже неизбежное следствие той самой рыночной экономики, которую у нас так любят защищать.
Поэтому здесь никак без регулирования не обойтись. Возвращаясь к первой части передачи: заочной дискуссии насчет того, должно или не должно государство управлять экономикой. Должно, конечно! Потому что экономика не может жить сама для себя. Экономика не является вещью в себе: «То, что для экономики хорошо, то и в принципе хорошо. А хорошо ли для людей –не имеет значения, люди пусть сами приспосабливаются». Мне кажется, это совершенно извращенная логика, и она должна быть поставлена с головы на ноги. Она сейчас стоит на голове. Что для людей хорошо, то надо сделать хорошим для экономики. И тогда это будет здравая логика, железная, трезвая – какая хотите.