В Японии число людей, доживших до 100 лет, приблизилось к 100 тысячам, и это очень символичная вершина айсберга. В стране развивается инфраструктура для пожилых — от держателей для трости у банкоматов и разветвленной службы медсестер и сиделок до роботов-компаньонов. Очевидно, что рост продолжительности жизни населения — не только благоприятный фактор для государства и общества, это еще и рынок, в который идут большие деньги.
А как обстоят дела в России? В нашей стране проживают порядка 147 миллионов человек, из которых более 20 миллионов старше 65 лет. И хотя цифра довольно внушительная, рынок гериатрических услуг в РФ только набирает обороты. Важными драйверами его развития выступают частные игроки. О том, что это за бизнес, — в интервью основателя сети гериатрических центров и услуг для пожилых людей «Опека» Алексея Маврина.
— Тема домов престарелых была табуирована, но сейчас ситуация меняется. Вы уже 15 лет в этой сфере, какую динамику наблюдаете? Как сегодня ощущает себя рынок гериатрических услуг в России?
— Потребность в таких услугах растет, и сфера не стоит на месте. Появляются agetech-стартапы, ГЧП-проекты, открываются частные патронажные службы, разрабатываются учебники для старшего поколения, специальные спортивные программы и многое другое.
Если говорить о пансионатах для пожилых, то, по данным Фонда 60+, рынок сегодня состоит из 1090 объектов с суммарным предложением в 46 тысяч мест. Почти половина из них находится в Москве и Санкт-Петербурге.
Ведущие игроки стремятся выстраивать сервис на высоком уровне. Уход, качественное питание — это уже база. А уникальность формирует подход. Например, в «Опеке» за основу принята концепция пяти чувств: красивые интерьеры, отсутствие громких звуков, приятные ткани и ароматы, вкусная еда.
— По статистике, минимум 3 миллиона россиян старше 65 лет нуждаются в системном уходе. Это примерно 2% от всего населения (соответствует среднему показателю по развитым странам). При этом число мест в соцучреждениях для пожилых людей в РФ оценивается примерно в 300 тысяч. Что тормозит развитие рынка гериатрических услуг в России?
— Основным барьером для развития пока еще выступает ментальность, но стереотипы постепенно исчезают, что увеличивает спрос. Также есть проблема нехватки квалифицированного персонала. Чтобы ее решить, мы создали корпоративный университет, где можем готовить специалистов для всего рынка, а не только для своих пансионатов.
Данные за 2022 г. Источник: Фонд «60+»
— Какие факторы способствуют развитию сферы?
— Ключевой драйвер — старение населения в крупных городах. Дополнительный импульс рынку в 2022 году дала релокация молодых людей, которым необходимо было позаботиться о своих пожилых родственниках.
И, как я уже отметил, — угасание стереотипов. Обращаясь к услугам по уходу за пожилыми, клиенты желают комфортных условий для обеих сторон: родственнику — профессиональный уход и безопасность, себе — сохранение привычного образа жизни.
— Как продвигается процесс диджитализации отрасли?
— Благодаря современным решениям услуги для пожилых — а их сегодня более 500 — становятся более персонализированными и адаптированными к индивидуальным потребностям. В ближайшие 5 лет рынок будет все больше ориентироваться на применение новых технологий.
В перспективе я вижу почву для роботизации ухода за пожилыми: мы уже частично работаем в этом сегменте через умную опеку. Помимо общего контроля состояния подопечного, этот сервис позволяет по видеокамерам отслеживать падения, нештатные ситуации или приход мошенников.
Также мы активно тестируем новые проекты и внедряем лучшие практики. Наша цель — провести клиента полностью онлайн: от гериатрической оценки до подбора конкретных услуг и регистрации на обслуживание.
— Многие компании, работающие в b2с-секторе, стараются выстроить экосистему вокруг своей основной услуги или товара. Насколько применим такой подход в вашей индустрии?
— Мы начали развивать экосистему вокруг наших услуг еще в 2021 году, и сейчас у нас 13 пансионатов и более 1300 подопечных. Мы предлагаем медицинскую реабилитацию, социальный патронаж и другие сервисы, такие как «Опека еда» (если у пожилого диабет или аллергия, мы доставляем специальный рацион) и «Социальный помощник» — юридические услуги, связанные с оформлением различных документов (субсидий, наследства и других), в которых самостоятельно сложно разобраться.
Также мы готовимся к запуску собственных торговых марок и рассматриваем партнерские коллаборации.
— Какая емкость этого рынка сейчас? Есть ли запрос на масштабирование?
— Нам приходит много обращений от клиентов и потенциальных партнеров, мы даже не успеваем их все обрабатывать. Оказалось, то, что мы делаем, очень востребовано и нужно людям. Так что наши бизнес-амбиции — вся Россия. Мы также готовы помочь наработанными компетенциями тем, кто только планирует войти в этот бизнес. Для этого заключается операционный договор, который позволяет инвесторам не нанимать несколько разных специалистов, а получить у нас бизнес-решение под ключ.
Данные за 2022 г. Источник: Фонд «60+»
— Какая цена вопроса, если входить в этот бизнес? И насколько эти проекты прибыльны?
— При строительстве нового пансионата создание одной койки обойдется в 3,5–5 миллионов рублей. Если мы говорим о реконструкции здания, то получается примерно 550 тысяч на койку. Операционная маржа бизнеса по уходу за пожилыми может составлять где-то 50% без учета маркетинга и постоянных затрат. Сейчас мы первые в России по выручке, в прошлом году заработали более 1 миллиарда рублей. Совокупная выручка частных пансионатов для старшей аудитории в 2022 году оценивается в 18–20 миллиардов.
Кстати, мы рассматриваем как новую нишу партнерство с девелоперами и открытие пансионатов как части социальной инфраструктуры современных ЖК.
— Можете ли вы оценить вклад вас и ваших коллег по рынку в экономику? Например, сколько добавленной стоимости может создать одно место в вашем пансионате?
— Открытие пансионатов выгодно регионам, где это происходит, ведь благодаря нам там появляются новые рабочие места, высвобождаются трудоспособные родственники и многое другое.
По данным фонда «Наше будущее», один вложенный в социальных предпринимателей рубль приносит экономике шесть рублей. Зарубежные коллеги из Accenture и Oxford Economics, в свою очередь, посчитали, что «серебряная экономика» (рынок товаров и услуг для старшей аудитории) создает миллионы рабочих мест и увеличивает ВВП стран на 2–2,5%.
— Насколько для сферы гериатрических услуг в России актуальна ESG-повестка?
— Социальная составляющая все чаще возникает как потребность в корпорациях. Сейчас мы обсуждаем с одним из крупнейших банков широкую корпоративную программу поддержки пожилых родственников сотрудников. По нашим данным, члены семьи старшего возраста есть у 40–60% персонала компаний, и не менее половины нуждаются в уходе. Решение этого вопроса при содействии работодателя повышает лояльность команды и производительность труда, а также может стать новым конкурентным преимуществом HR-бренда.
Подписывайтесь на нас, чтобы ничего не пропустить:Журнал «Компания»