Какие животные России вспоминаются вам, когда речь заходит о видах, находящихся под угрозой исчезновения? Скорее всего амурский тигр, белый медведь. А мой ученик на ЕГЭ по английскому написал в эссе слонов. Причём сначала он написал амурского тигра, затем зачеркнул и исправил на слонов. И это не какой-то там слабый ученик, а умница, от которого я ждала не менее 90 баллов за ЕГЭ, а в итоге вышло 85.
В прошлом году моя ученица-девятиклассница не получила диплом с отличием за девятый класс, потому что не посчитала слова в письме другу на ОГЭ, хотя это действие было доведено до автоматизма. Не хватило 5 слов, и девочка получила 0 за это задание.
Прослушиваю задание 4 устной части экзамена - голосовое сообщение другу, от учеников коллег. Мы иногда делимся друг с другом работами учеников, чтобы анализировать ошибки детей. Один из учеников прекрасно говорит на тему "Еда", но рассуждая о плюсах и минусах темы вдруг заявляет "Homemade food is good for you stoma" (вместо stomach). То есть домашняя еда хороша для стомы (искусственного отверстия в кишке для вывода кала) вместо желудка (stomach). Парень знает слово "желудок", но на экзамене что-то идёт не так. Второй мальчик вместо allergy, которое сказал пару раз в описании недостатков покупной еды, вдруг стал произносить его как allergition.
Вспоминаю себя, когда сдавала устный экзамен по русскому языку при поступлении на факультет иностранных языков. По русскому языку у меня всегда были "пятёрки" в школе. На экзамене я знала всё! И тут, после того, как я рассказала теорию по билету, экзаменатор предлагает мне просклонять "сорок учеников". И я выдаю: "сорок учеников, сороков учеников, строкам ученикам" и тд. Сама удивляюсь, что я несу, но язык сам говорит неправильно. В общем, получила "4" и осталась "на второй год", мне не хватило одного балла для поступления. Поступила через год.
Как так получается, что хорошие, способные ученики совершают такие глупые ошибки? И наоборот, те, от которых не ждёшь высоких результатов, вдруг получают высокие баллы? Может быть первые, более ответственные, а следовательно, и более тревожные, не справляются с экзаменационным волнением и из-за этого забывают элементарные вещи? А вторые, наоборот, мобилизуются на экзамене и выдают максимум? Как считаете?