На рубеже 19/20-го веков из-за возросшей аварийности на угольных промыслах Европы и Америки стали создаваться спасательные команды добровольцев для спасения застигнутых несчастием шахтеров. Но как показала практика, их действия были малоэффективны без специального спасательного оборудования и соответствующей подготовки. И в начале 20-го века во многих угледобывающих странах стали организовываться спасательные станции.
Слово «станция» латинского происхождения, от «statio» - стоянка, пункт. В данном контексте означало место расположения, размещения спасательного оборудования, а также сооружений для его обслуживания и подготовки спасательных команд. Словосочетание «спасательная станция» прижилось во всех языках стран с развитым горным промыслом: «mine rescue station» (англ.), «grubenrettungstation» (немец.), «station de sauvetage» (француз.) и т.д.
Первые станции создавались энтузиастами спасательного дела, как правило, в частном порядке и на отдельных рудниках. Но вскоре стало понятно, что создавать станции на каждом руднике было дорого и малоэффективно. Оптимальным решением, по цене и функциональности, было создавать станции для нескольких близлежащих рудников или угольного региона. Таки станции стали именоваться центральными.
Что представляли собой спасательные станции в разных странах? Как правило, это были капитальные сооружения для проведения занятий и упражнений в дымных камерах (штреках) с набором элементов имитирующих реальные условия шахт: лестницы с различным углом наклона, вентиляционные сооружения, рельсовый путь с вагонетками и т.д. Кроме этого создавались помещения для хранения спасательного оборудования, мастерские для обслуживания и ремонта приборов, ванная комната, кабинет менеджера, учебный класс для теоретических занятий и др. На некоторых станциях организовывались химические лаборатории и (или) испытательные станции для исследования взрывчатости газовых смесей и угольной пыли, приборов на взрывоопасность (например, шахтных ламп) и т.д.
Далее расскажем о постановке спасательного дела по данным на 1907 год включительно в разных странах. Печальное первенство по авариям с большим количеством жертв в XIX веке удерживала Великобритания. Именно там, как мы рассказывали в предыдущих выпусках, появился первый изолирующий респиратор Флейсса, который практически использовался на рудниках, причем как при подводных работах, так и в удушливой атмосфере.
Там же впервые задумались, о создании спасательных станций для помощи застигнутых несчастием шахтеров. Еще в 1886 году Королевская комиссия рекомендовала создать спасательные станции, но поскольку выполнение этого решения не было обязательным, то процесс их создания затягивался. Нежелание добиться прогресса было, в какой-то степени, вызвано отсутствием подходящего дыхательного аппарата.
Первым энтузиастом, который значительно продвинул спасательное дело в Англии был управляющий крупной угольной шахты, принадлежащей компании «Поп и Пирсонс» (Pope &Pearsons), у поселения Альтофтс (Аltofts) в Западном Йоркшире (West Yorkshire) Уильям Гарфорт (William Edward Garforth).
В угольный бизнес указанных семей Гартфорт пришел в 1869 году в качестве менеджера и проявил себя как талантливый и инициативный управленец и изобретатель. 3 июля 1879 года он назначен директором-управляющим, к тому времени акционированной компании. Помимо управления занимался совершенствованием горных машин и механизмов. Им была сконструирована электрическая барная машина для подрубки пласта. Он основал фирму по производству угольных резцов. Уделял большое внимание безопасности работ. В 1884 году на шахте был организован класс скорой помощи.
В 2 октября 1886 года на шахте Силкстоун в Нормантоне вблизи Альтофтса, указанной компании, произошел взрыв гремучего газа. На шахте обычно работало до 400 человек, погиб 21 рабочий. Ликвидацией аварии руководил Гартфорт. На представленной фото запечатлен «командный пункт» ликвидации аварии, с Гартфордом во главе. На заднем плане висит схема вентиляции и план с маршрутами выхода с рабочих мест.
Данная авария способствовала изобретению Гартфордом изолирующего респиратора WEG, о котором рассказывали в предыдущих выпусках, и полигона для тренировок спасателей при шахте Вест Ридинг Колери в Альтофтсе.д
Предложение Гартфорта Британской горнодобывающий Ассоциации о создании «Экспериментальной Галереи» (оригинальное название) и её использования для тестирования спасательных аппаратов и обучения спасателей, было озвучено в 1899 году. Галерея была построена и оборудована в 1901 году при шахте и обошлась в 13000 фунтов стерлингов. В дальнейшем неоднократно совершенствовалась и как она выглядела на 1907 год, показано на рисунке.
В Галереи имитировалась обстановка реальной шахты в том числе и вероятные последствия взрыва. Были созданы несколько маршрутов (верхний и нижний), и препятствий для тренировки их преодоления в респираторе. Была возможность имитировать рудничный воздух различного состава и физических параметров.
Длина Галереи составляла около 30 метров, ширина 1,9 м и высота 2,2 м и была разбита на несколько тематических участков. Конструкция и оборудование Галереи позволяла осуществлять визуальный контроль над испытуемыми и в случае опасности осуществить быструю эвакуацию.
Помимо создания учебной шахты Гарфорту принадлежит идея формирования в стране сети спасательных станций. При шахте в Альтофтсе была организована команда спасателей, вооруженных респираторами WEG, которые проходили тренировки в учебной шахте и испытывали различное спасательное оборудование.
Немного позже, в 1908 -1909 годах, будучи президентом Британской горнодобывающий Ассоциации, при шахте был создан экспериментальный полигон, для исследования взрывчатости рудничного газа и пыли. На этом, хорошо оборудованном полигоне, было проведено несколько сотен экспериментов по изучению взрывчатости угольной пыли. О них мы расскажем в выпуске, посвященном открытию аналогичной Донской исследовательской станции.
Хорошо оборудованный полигон и команду спасателей при шахте, строго говоря, нельзя отнести к спасательной станции как отдельной единице, призванной для решения задач спасательного дела. Первая британская небольшая спасательная станция открылась в Танкерсли (Tankersley) недалеко от Барнсли в Южном Йоркшире (South Yorkshire) в 1902 году. Она была заказана Ассоциацией владельцев угольных шахт и обслуживала ряд местных угольных шахт.
Первым инструктором и смотрителем созданной станции 05 января 1903 года был назначен отставной сержант Артур Томас Уинборн (1875-1963). Он руководил развитием спасательной службы, включая разработку и использование автономных дыхательных аппаратов до 1910 года.
Станция была оснащена аппаратами Дрегера. Обученные работать в дыхательных аппаратах члены команды, успешно потушили серьезный пожар на шахте Уорнклифф Силкстоун в 1904 году. Чем вызвали повышенный интерес к спасательным работам, в Мидлендском институте горных инженеров.
За время службы в Танкерсли Уинборн выпустил несколько публикаций, а именно: "Заметки о недавнем опыте практического использования спасательных средств" (1908) и "Предложения по организации спасательных бригад на шахтах" (1909). А в 1912 году он опубликовал книгу под названием "Использование кислородных дыхательных или спасательных аппаратов для работы во вредных атмосферах и т.д.". За участие в спасении шахтеров был неоднократно награжден медалями. В 1910 году он оставил свой пост в Тэнкерсли и занял пост руководителя недавно построенной горноспасательной станции в Крамлине, Монмутшир.
В 1906 году Ассоциация владельцев угля Ланкашира и Чешира (Lancashire & Cheshire) сформировала комитет, который решил организовать спасательную станцию для обслуживания всего угольного месторождения. Для того, чтобы выбрать наиболее эффективный и безопасный дыхательный аппарат для создаваемой станции, всем производителям таких аппаратов, британским и иностранным, было разослано приглашение принять участие в серии испытаний, длившихся несколько дней, в дымной камере (штреке), наполненной удушливой атмосферой и оснащенной различными препятствиями, которые спасатели должны были преодолеть. Аппарат Флейсса-Девиса под именем "Прото", выиграл конкурс и стал основным спасательным аппаратом в этом регионе и после закона 1911 года стандартом для всей страны. Инструкторам спасательной станции было поручено обучить команды спасателей всех шахт региона, и при чрезвычайной ситуации на какой-либо из них, оказать помощь. Таким образом, была в 1908 году открыта первая центральная спасательная станция, обслуживающая большую территорию, в Хоу Бридж (Howe Bridge) пригороде Атертона (Atherton).
Начиная с 1908 года, начался процесс создания и открытия спасательных станций в различных угольных регионах страны. Законодательно организация спасательных станций в Великобритании была оформлена в 1911 году. В соответствии с Законом, владельцы шахт были обязаны обеспечивать наличие спасательной станции вблизи каждой шахты с оснащенным и обученным персоналом.