Двадцать стран выразили желание вступить в объединение БРИКС, сообщил замглавы российского МИД Сергей Рябков. Пока в БРИКС входят 5 стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Также заявку на вступление в объединение подал Египет, и Россия эту заявку поддержала.
Египет — одна из самых развитых в экономическом отношении стран Африки и арабского мира, однако в настоящее время египетская экономика буквально трещит по швам. Что даст вступление в БРИКС Египту, России и другим странам-участникам? Не окажется ли, что минусов от участия Египта больше, чем плюсов?
Египетские интересы
Еще в середине июля 2022 года Пурнима Ананд, президент международного форума БРИКС, объявила, что идет обсуждение возможного членства Египта в группе. А 30 марта этого года Египет подал официальную заявку на вступление в Новый банк развития БРИКС (как утверждают Financial Times, Саудовская Аравия, которая является главным кредитором Каира, также выразила желание вступить в этот банк).
Членство в БРИКС интересно этой стране тем, что в группе ведется активная работа по переводу торговли на альтернативные валюты, будь то национальные или некая совместная валюта. Как отметил посол России в Египте Георгий Борисенко, Каир очень заинтересован в развитии торговли, а также в других видах экономической кооперации с Россией. В настоящее время происходит процесс выстраивания новых механизмов взаиморасчетов.
Хотя экономика Египта является одной из наиболее развитых в Африке и арабском регионе, это не гарантирует надежности ее финансовых структур. Кризис, вызванный глобальными последствиями пандемии коронавируса и конфликта на Украине, затронул и Египет. В период с марта 2022 по май 2023 года египетский фунт значительно подешевел, утратив половину стоимости к доллару, оказавшись тем самым одной из слабейших валют на планете. В мае 2023 года инфляция в Египте достигла рекордного за пять лет значения, составив 32,7%.
Борисенко отметил, что включение Египта в БРИКС станет возможным только после окончательного согласования критериев и процедур приема новых стран в объединение, поскольку внутри БРИКС существуют разнообразные точки зрения по этому вопросу. В свою очередь, ЮАР надеется на утверждение концепции уже к саммиту БРИКС, который запланирован на 22–24 августа этого года в Йоханнесбурге. Помимо этого, на самом саммите планируется объявить о создании единой валюты для объединения.
Отметим, что в мае с инициативой создать новую валюту для стран БРИКС выступила Бразилия. И даже название предложила — brick (что с созвучно аббревиатуре объединения и переводится с английского как "кирпич").
Было заявлено также, что к началу июня было зарегистрировано 13 заявок на членство в БРИКС, однако интерес к этому объединению на формальном и неформальном уровне проявили уже более двух десятков стран. Как сообщили в конце мая этого года "Новые Известия" (со ссылкой на "АиФ"), о желании вступить в БРИКС заявил президент Венесуэлы Николас Мадуро.
Эксперты о вступлении Египта в БРИКС
Египет ожидает, что вступление страны в БРИКС привлечет большие инвестиции, а это очень важно, учитывая дефицит египетского бюджета и иностранной валюты в стране. Андрей Кочетков, ведущий аналитик "Открытие инвестиций", отмечает, что через институты и инструменты БРИКС Египет рассчитывает получить инвестиции от Китая, нарастить традиционные связи с Саудовской Аравией и, возможно, с Россией. Создание общей валюты БРИКС может облегчить этот процесс. Кроме того, БРИКС может использовать Суэцкий канал, находящийся под контролем Египта, в качестве ключевого логистического маршрута мировой торговли.
Однако Египет, по словам Кочеткова, имеет структурные экономические проблемы, оставшиеся с прошлых лет, включая инфляцию, бюджетный дефицит, значительный торговый дефицит, социальные проблемы и потенциальную политическую нестабильность.
БРИКС предоставит Каиру новые возможности продвижения своих экономических интересов внутри объединения, считает программный координатор РСМД Иван Бочаров. По его словам, посредством участия в БРИКС Египет стремится укрепить свой международный вес как крупного регионального игрока. Вступление Египта в объединение может подтолкнуть и другие арабские государства присоединиться к этой группе.
Андрей Чупрыгин, старший преподаватель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, полагает, что заинтересованность Египта в организации свидетельствует об ослаблении позиций США в регионе Ближнего Востока и в Северной Африки. Элиты арабских государств больше не считают Вашингтон ключевым гарантом безопасности в регионе, а сами американцы неохотно выполняют эту роль на фоне снижения зависимости от региональных энергоресурсов, добавил эксперт.
Сегодня группа БРИКС стала альтернативной площадкой для трансляции интересов в мире. Это объединение, по мнению Андрея Чупрыгина, предоставляет России новые возможности для продвижения ее экономических и политических интересов, в том числе для экспорта продовольствия и продукции машиностроительной отрасли.
Как отмечает Алексей Зудин, старший преподаватель МГИМО, БРИКС полностью соответствует происходящему в наше время переходу к многополярной модели миропорядка, и это обстоятельство придает ему все большую актуальность. Кроме того, БРИКС отличается от привычных центров мировой экономики и политики, включая США и Запад, тем, что не навязывает жестких обязательств своим участникам и не ограничивает их суверенитет. Благодаря этому, государства, входящие в БРИКС, имеют больший простор для принятия суверенных решений, пользуются значительной свободой в координации своих действий, а также развивают экономику и политику в соответствии с особыми потребностями и характером своих государственных институтов.
Зудин полагает, что США не будут противиться вступлению в БРИКС Египта (хотя эта арабская страна является одним из крупнейших получателей американской военной помощи), чтобы сохранить влияние на Каир.
---