Найти тему
Парламентская газета

Из Питера до Екатеринбурга беспилотные грузовики покатят уже в 2024 году

   ТАСС
ТАСС

Чтобы беспилотные грузовые перевозки стали по-настоящему выгодными, необходимо радикально снижать затраты, увеличивать дальность перемещения грузов и переходить к пятому уровню автономности, когда человек уходит из кабины в кресло оператора. Российские дороги технически будут готовы к этому не ранее 2025-2026 годов, когда и можно будет начать эксперимент с движением фуры без человека на трассах общего пользования. Об этом заявил первый вице-премьер Андрей Белоусов 14 июня на Петербургском международном экономическом форуме.

При этом государство могло бы уже сейчас масштабировать свое присутствие в нарождающейся отрасли не только на земле, но и в небе, создав Национальный центр управления беспилотными системами и единую цифровую платформу, сократив сроки согласования полетов до двух дней, считает сенатор Артем Шейкин.

Первые в мире

Сегодня первые коммерческие грузы на беспилотных «Камазах» отправились из Петербурга в Москву по трассе М-11. Помимо отечественных автопроизводителей в эксперименте участвуют крупнейшие перевозчики, а оператором инфраструктуры выступает Росавтодор. Это и стало главной темой панельной сессии с участием куратора проекта от Правительства Андрея Белоусова.

Главная задумка авторов полезной новации, стартовавшей два года назад, — сделать перевозки грузов без водителей более рентабельными, сэкономив не только на персонале, но и на простоях, а также расходе топлива. Ведь водителю после восьми часов за баранкой нужен отдых, а робот на колесах теоретически может работать бесконечно долго, останавливаясь лишь на заправку и перецепку грузов в пункте назначения.

В свете того, что средний возраст дальнобойщика исчисляется 50-55 годами, а в отрасли ощущается значимая нехватка таких специалистов, беспилотники смогли бы решить проблему, считает глава компании ПЭК Вадим Филатов. По его словам, экономика автоперевозок грузов между Москвой и Питером без участия человека за рулем просчитана и практическая их значимость ни у кого не вызывает сомнения.

К тому же и инфраструктура готова — камеры установлены на протяжении всей трассы в количестве 800 штук, а в ближайшее время «умной» станет трасса до Казани, а потом до Екатеринбурга. Глава Росавтодора Вячеслав Петушенко пообещал, что в 2024 году беспилотные грузовики по дороге сюда из Санкт-Петербурга будут преодолевать 2300 километров.

Андрей Белоусов, однако, слегка остудил пыл инноваторов, заметив, что бизнес-модель пока существует на бумаге и, для того чтобы перемещение грузов между Москвой и Санкт-Петербургом стало реально беспилотным, необходимо закончить обход Твери, так как на том участке трассы робота за рулем вынужден пока подменять человек. Завершат обход во второй половине 2024 года.

Рентабельности проекта, по мнению первого вице-премьера, поспособствует радикальное снижение затрат, увеличение дальности перевозок и переход «к пятому уровню автономности», когда человек должен вообще уйти из кабины. Экспериментировать с полностью беспилотным грузовиком в стране могут начать уже в 2025-2026 годах, когда будет полностью подготовлена дорожная инфраструктура.

Правовая поддержка

Участники сессии единодушно признали, что без введения экспериментального правового режима вывести самодвижущиеся экипажи на дороги общего пользования было бы невозможно. В этом смысле неоценимой становится роль законодателей.

В ходе сессии сенатор Артем Шейкин отметил, что успехи беспилотников на земле должны подстегнуть и их развитие в небе. В рамках концепции национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) уже подготовлены ряд федеральных проектов по стимулированию спроса на отечественную технику. Так, по его словам, Минпромторг в апреле уже завершил работу по определению параметров гражданского государственного заказа на этот вид изделий.

Законодатель считает важным продолжить стимулировать разработки, стандартизацию и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих, а также развитие инфраструктуры безопасности и формирования специализированной системы сертификации БАС.

Также нужно решить проблему нехватки кадров для беспилотных авиационных систем. Этот проект разрабатывается Минобрнауки. Нужно при этом дополнить существующие проекты «блоками по налоговым льготам в сфере производства и эксплуатации БАС». Финансовые меры поддержки, безусловно, усилят получение экономического эффекта в отрасли, уверен Шейкин.

С точки зрения законодательства беспилотные технологии требуют изменений в правилах, нормах и стандартах. Парламентарий напомнил, что сейчас Минтранс разрабатывает законопроект, который поможет урегулировать отношения, возникающие при эксплуатации беспилотников на дорогах, вопросы безопасной интеграции с дорожными системами, ответственности, технического оснащения и обслуживания, страхования. Кроме того, проект закона затрагивает проблемы сбоев и противодействия киберугрозам.

Особое внимание, по словам сенатора, уделяется оснащению беспилотных транспортных средств так называемым черным ящиком и спутниковой аппаратурой ГЛОНАСС.