Найти тему

Трудно позавидовать учителю

Смотрю я на учителей и поражаюсь их самоотверженности. Другим словом и не назовешь эту способность трудиться, не жалея сил и здоровья. Времена меняются, меняются нравы. Если раньше, в советские времена, учитель был всеми уважаемый человек, с мнением которого считались и чрезвычайно боялись обидеть или, ненароком, оскорбить, сеющего разумное, доброе, вечное. А родители непременно наказывали своих чад, проявивших неуважение к учителю. Теперь многое поменялось. Дети стали другими. Они, бывает, сознательно и нагло дерзят и, как правило, не несут за это никакой ответственности. Часто родители, якобы, оберегая своих детишек, пишут во все инстанции, обвиняя учителей во всех грехах. Это стало привычной практикой – жаловаться на учителя по любому поводу. И бичевать их по всей строгости законов. указов и постановлений.

Мамочки, поправляя демографическую ситуацию в стране, обрадованные появившимися реальными материнскими капиталами, нарожали детей и теперь, зачастую, не знают, как быть, и что с ними делать. Детей же правильно вырастить нужно, чтобы они достойными людьми стали. Занятие это трудное. Каждый ребенок внимания требует, времени, душевной отдачи. А когда он не один, когда их много, некоторые мамочки в большой растерянности и пытаются полностью переложить свои обязанности по воспитанию на школу. А если что-то не получается, кто виноват? Правильно, виноват учитель. И крутится бедный учитель между круглосуточно атакующими его родителями и начальством, перманентно доводящим до сведения новые и новые циркуляры, директивы, правила обучения... И кажется уже, что прогресс учителю не в радость. Эпидемия всеобщей прогрессивной компьютеризации протянула длинные щупальца в образовательный процесс. Раньше в каждом классе был свой журнал-кондуит, где учитель оценивал знания каждого ученика, выставляя оценки. Теперь, помимо этого, еще в электронном виде отчитаться надо за свой труд, что занимает, подчас много времени. Да, журнал – это так, чепуха, по сравнению с тем, сколько других “необходимых документов” должен заполнить учитель, в том числе и в электронном виде. Не отчитаешься вовремя - неприятности могут быть.

Огромное количество чиновников, набитых, как сельди в бочках, в министерствах, управлениях образования, подотчетных им организациях, отрабатывая свой хлеб, регулярно спускают вниз, в школы и другие учебные заведения, массу приказов, постановлений, методических разработок, нормативов, распоряжений. Эта куча бумаг, по велению времени продублированная в электронном виде, часто вводит в ступор школьную администрацию, лихорадочно пытающуюся разобраться в многообразии требований чиновников от образования и, благополучно сформулировав, спустить их на головы безответных учителей, которые и без того света белого не видят, чередуя процесс обучения школьников с регулярным заполнением разных отчетов. А в классе, между тем, три десятка учеников требуют внимания.

Трудно позавидовать учителю. Эта профессия давно стала непрестижной и плохо оплачиваемой. Хотя у учителей пока еще есть возможность выйти на досрочную пенсию по выслуге лет. Но пенсии эти настолько малы, что прожить на них невозможно. Невольно проблескивает мысль о том, что все заранее просчитано для того, чтобы учителя, выйдя на пенсию не прекращали работать, ибо нужда заставит. Это ведь судьям, силовикам, чиновникам и депутатам можно сделать пенсии такие, чтобы они безбедно встретили старость. А учителя пущай работают, покуда болезни их в бараний рог не согнут.

Хотя и это в нашем царстве-государстве, похоже, перестает быть приоритетом. Не так давно Чубайс (сегодня уже 'сдернувший" за бугор) публично провещал на каком-то модном форуме о том, что бесплатное образование должно быть до третьего класса, а дальше, если хотите, учите своих детей платно. Наверное, потому, что много образованных граждан могут создать проблемы для власти, где народ не у дел. Кому надо – выучат своих детей за границей, остальные – пусть так работают во славу нашего демократического Отечества.

Единая система образования трещит по всем швам. В школах практикуются разные программы обучения, дифференцирующие знания учащихся и их отношение к действительности. Роман Николая Островского “Как закалялась сталь”, переведенный более, чем на сто языков, из школьной программы удален. Сокращаются и удаляются произведения Шолохова, Алексея Толстого, Владимира Маяковского и других современников советской эпохи. Гоголя и русского баснописца Крылова выкидывают из школьной программы, заменив их Пелевиным и Улицкой. Жуковский, Радищев, Грибоедов больше не нужны в нашей новой демократической стране грядущего капитализма. Нечего народ смущать. Нам сталь больше незачем закалять, мы теперь нефтью торгуем. Если так дальше пойдет, наверное, вскоре за "Песню о Буревестнике" привлекать начнут?

Но учителя нужны. И школа тоже. В частности, потому что, польстившиеся на детские пособия, нарожавшие кучу детей мамочки, одни с воспитанием своих чад, не справятся. Деньги у них кончатся, а детей долго кормить, воспитывать и обучать надо. Вот тут и пригодится бесплатное образование в нашей демократической капиталистической стране, где теперь уже все платное, включая сортиры в общественных местах.

А на учителя, который чем-то недоволен и жизни не радуется, можно в вышестоящую инстанцию жалобу написать, приструнить его, интеллигента несчастного, чтобы впредь при встрече радостно улыбался, о достижениях ребенка подробно докладывал и оценки хорошие ставил, чтобы не компрометировал учебный процесс.

А то, что молодые специалисты надолго в школах не задерживаются – это никого не волнует. Не будет молодых, пусть старые работают. У них опыта больше и на пенсию им все равно не прожить, будут пахать, как миленькие. И деменция в системе образования – никому не помеха. Тут сейчас столько методических пособий от разных замысловатых и смекалистых авторов, что и помнить ни о чем не надо. Знай только, делай умный вид, да читай с книжки то, что положено. Или, еще проще, на флешки ученикам задание из Интернета перегрузи, пусть дома совершенствуют свои знания, используя it -технологии и советы умудренных жизнью родителей. Все будет хорошо, потому что у нас все есть, и нам ничего не надо!