Первый крупный кризис в развитии ребенка. Я говорю крупный, потому что в эмоциональном плане ребенок переживает огромнейший скачок и соответственно родители впервые подвергаются всей мощи разрушительных эмоций ребенка. Но обо всем по порядку :)
В зависимости от степени созревания ребенка кризис может настигнуть с 2,5 лет до 3,5 лет. Длится от пары недель до нескольких месяцев, это - опять же - индивидуально. Если родители не смогли помочь ребенку решить нужные задачи в этом возрасте, то ребенок может застрять в кризисе и на до́льший период.
Кризис третьего года жизни связан с физиологическими и психологическими изменениями в развитии ребенка. В этот период происходит активное развитие речи, мышления, памяти и воображения. Мне нравится представлять психику ребенка как дом: сначала он с мамой живёт на первом этаже в двух комнатках. Пополз и освоили первый этаж. Но в какой-то момент он видит, что есть лестница - и вот тут оказывается что есть наверху ещё огромная неосвоенная площадь! Вот этим и занимается ребенок - учится понимать, принимать и регулировать свое внутри психическое пространство.
✓ Развитие тела и крупной моторики позволяет ребенку осваивать новые виды деятельности, учиться обслуживать себя, уже не просто имитировать деятельност взрослых, а копировать ее и получать результат. Тут бросаются вызовы "хочу этому научиться", "я могу это сделать сам или один", "хочу сделать именно это и вот так", "хочу чтобы предмет/ результат/ мир был таким".
✓ Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность и стремится к независимости и самостоятельности. Одновременно с этим возникают конфликты с родителями, которые могут ограничивать его свободу действий и желания.
✓ Ребенок учится новому типу общения - ситуативно-деловому. У детей до этого времени еще не сформировался четкий стиль общения, однако они уже начинают проявлять свои индивидуальные особенности. Ситуативно-деловой стиль общения у детей может проявляться в виде:
- В играх: инициативность и лидерские качества, способность назначать роли и задания, решать конфликты и принимать решения.
- В общении со взрослыми: проявлять пассивность и зависимость, подчиняться, ожидая от взрослых указаний и инструкций, либо наоборот, проявлять самостоятельность и уверенность в своих действиях, отстаивать свои границы.
- В коллективе: слушать других, уважать мнение других, сотрудничать и помогать другим.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и его стиль общения может меняться в зависимости от ситуации. Родители и педагоги могут помочь ребенку развивать социальные навыки и уверенность в себе, создавая подходящую обстановку и поддерживая его в процессе общения.
П.с. картинка отражает реального трехлетку - грязный, потому что ХОТЕЛ копаться в земле, а потом умылся САМ как смог. Одет, причесан - как получилось. А глаза большие потому что внимателен к окружающему миру и недавно плакал, т.к. печенька сломалась а хотелось, чтобы нет 😁
Автор: Макарова Татьяна Борисовна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru