Сегодня хочу вместе с вами рассмотреть детали из фильма «Берегись автомобиля», а точнее из квартиры Деточкина. Авторы фильма не стали делать на доме героя большого акцента, я бы даже сказала, что показали мельком. Но все же они очень старательно подошли к подбору вещей, чтобы даже самые маленькие детали дополнили образ героя, рассказали нам о его быте, ценностях.
Итак, мы видим, что Деточкин живет с мамой в коммунальной квартире. Какие же вещи в квартире мы можем увидеть за те пару минут, что в общей сложности нам показали в "Берегись автомобиля"?
В коридоре можно заметить сундук, стоящий под полкой с телефоном. Так как сундук находится у дверей в комнату Деточкиных, то предположу, что это их собственность, а не соседей.
Были времена, когда мы в квартире жили целой гурьбой – с родителями мужа и его бабушкой. И бабуля переезжала с похожим сундуком. Он был у нее вместо дорожного чемодана, шкафа, а пока мы ей не купили кровать, она еще и спала на нем, отказываясь от предложенной раскладушки. Вот и Деточкины, видимо, используют, чемодан заместо "кладовой" – в коридоре возле их комнаты не увидела шкафов, вешалок (верхнюю одежду они относят в комнату). Это показывает, что Деточкины не был помешаны на вещах - минимум имущества, которое отлично помещалось в небольшом шкафу и на вешалке в комнате и в одном единственном сунлуке возле двери.
Нам в фильме лишь раз покажут одну соседку Деточкиных (женщина в плаще проходит мимо по коридору и произносит "С приездом, Юрий Иванович"). Но полка на кухне показала, сколько же примерно человек живет в коммуналке. На полке мы видим три мыльницы. Следовательно, в коммуналке 3 комнаты, где проживает примерно 4-6 человек. Видимо, соседи подобрались дружными. Общие помещения чистенькие, везде порядок. От квартиры веет уютом, спокойствием и даже тишиной (что удивительно для коммуналок). В этом заслуга в том числе и мамы с сыном - Деточкины миролюбивые, спокойные, покладистые.
Обратите внимание на раковину, в которой Деточкин мыл руки. По меркам современных кухонь - крошечная, неудобная. Но раковина не была диковинной в прежние времена. Она нужна была лишь для того, чтобы быстренько ополоснуть руки и при необходимости наливать воду в таз или ведро, мыть посуду в ней и не предполагалось (нечего тратить воду и занимать общественное место).
Почему считаю простую раковину интересной деталью в контексте фильма? Мне кажется она еще раз нам демонстрирует простоту быта, неприхотливость хозяев. Им даже в голову не пришло поменять раковину на более удобную - и так привыкли.
В комнате мое внимание приковали к себе милые кружевные салфетки. В компании с белым абажуром, рядком цветочных горшков они все создают ощущение "женского" интерьера. Словно вещей Деточкина и не особо видно (они, конечно, в доме есть, но припрятаны, а на первый план выходит то, что решает поставить мама). Вроде пустяк, но в этом я лично считываю символ того, как построены отношения в семье Деточкиных. Мама главная, сын ей ни в чем не перечет (даже вещами в доме). Пусть мама считает себя хозяйкой, а ее милый мальчик не перечит - просто будет делать свои дела молча, чтоб лишний раз не волновать главную женщину своей жизни.
На стене мы можем заметить фото какой-то артистки или певицы (увы, опознать мне не удалось). А еще про одну фотографию мама упоминает в разговоре, но ее нам в фильме не показывают. Мама говорит следователю: "Вон, на полке стоит фото невесты Юры". Любопытно, что жених решает поставить фото своей девушки в комнате так, чтобы все ее видели (а не держит поближе к себе). Эдакий показной жест, что крайне не типично для Деточкина. Поэтому делаю вывод - фото невесты на шкаф поставила сама мама. Словно для напоминанию сыну, что у того есть девушка. Не зря она потом говорит: "Как же я хочу, чтобы с сын поскорее женился". В этом всем, как мне кажется, нам показывают, что мама главный "водитель" жизни своего сыночка Юрочки.
Само собой все перечисленные вещи не открывают нам, зрителям, глаза на героя. Все перечисленное и так понятно по сюжету. Но маленькие детали подчеркивают образ Юрия Ивановича. И это считаю гениальным кинематографическим приемом - когда ничего в кадр не добавлено просто так, все-все помогает дополнить картину.
Вот такие мои наблюдение. Вот такое мое мнение о деталях в кино!