Найти в Дзене

"Цифровое" самоопределение или вопросы наподумать о себе и детях, как о пользователях современных информационных технологий.

Это статья не "страшилка" и не "ода цифровизации", а способ провокации наподумать, как я всегда стараюсь излагать...

Что мы живем в век стремительного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), думаю многим очевидно. И мы как бы "по инерции" их используем, развиваем, расширяем, адаптируем, интегрируем и т.п. Все больше общаемся, работаем, отдыхаем, развлекаемся в "цифре"...

А был ли перед этим или в процессе тот момент, когда мы остановились, подумали, спросили себя..?

  • А что это за феномен "цифра" или это просто инструмент?
  • Кому она нужна и когда? Когда доступ может стать открытым? А может это поэтапный процесс, тогда каковы этапы и приоритеты?
  • Какие полезные и какие вредные факторы и последствия могут наступить?
  • Какой я пользователь? А может я создатель?
  • Сколько времени и как я провожу "виртуально", а сколько "реально"?
  • В чем разница онлайна и офлайна для меня?
  • Интересуюсь "цифрой" как профессионал или мне просто нравится?
  • Когда я выбираю, от чего отказываюсь?
  • Что я знаю... чего не знаю, и на сколько мне этого достаточно, чтобы принимать решения?
  • А на что я влияю, а на что не очень? Где граница моей ответственности с другими?

и так далее... А ответив один раз, хватило ли этого ответа для принятия последующих решений..? А дети, они способны на ответы?

Я намерено не говорю конкретно про клиповые или фото-соцсети, онлайн игры или про покупку смартфона ребенку, а хочу чтобы контекст был шире...

Хотя наверное это первый опыт и проба родителей и детей в пользовании виртуальными "инструментами", в процессе которой и начинается рефлексия и самоопределение. А если не начинается, то движение "по инерции" становиться ключевым. И даже если складывается, но быстро, то высока вероятность его пересмотра уже скоро.

Триггером определения почти всегда является ситуация выбора, которую нужно разрешить, а не преодолеть или пропустить.

И шаг номер один перед этим - это конечно же сначала взять ответственность на себя, чтобы влиять, а не ждать влияния! Природа любит пустоту, а человек не очень, поэтому в народе говорят, что свято место пусто не бывает... А я мыслю, что своевременное самоопределение это "моя" выгода, а его отсутствие "чужая". Помочь в самоопределении тому кого "отправили, заставили, вынудили" или "я делал как и все" значительно тяжелее, чем тем кто "хочет, но пока не может" или "как сделать, но именно с выгодой для себя". Зависимостей я здесь не касаюсь, мне приятней говорить о профилактике.

"Цифра" - это среда, которая нас "ускоряет", а самоопределение -это практика самоорганизации, которая качественно "замедляет", чтобы заметить и настроить важное!

В чем причины необходимости таких "остановок" в современных условиях и конкретно "цифровой среде":

  • высокие скорости информационных потоков и развития технологий;
  • популяризация УСПЕшности;
  • страх неопределенности порождает избегание остановок;
  • повышение значимости "гигиены и экологии" в деятельности на больших скоростях.

"Всякое "инструментальное" определение техники, принципиально не улавливает её сущность" - так писал М. Хайдеггер. А поиск своих ответов об тьютора - это способ "прийти в себя", позволяющий создать свою “пользовательскую идентичность”, которая имеет не малое влияние на привычные объекты тьюторского внимания, такие как: балансы, цели, амбиции, ресурсы, профессиональный/образовательный стиль, привычки, приоритеты, образы будущего и т.д.

Если рассматривать самоопределение, как культуру выбора и владения собой, то “цифровое” самоопределение это еще и развитая культура отказов.

Я даже канал для рефлексии феномена ИИ создал, чтобы не встать перед фактом, а самоопределяться заранее.

С чем можно работать, чтобы "цифра" не была средовой причиной "всех бед"? Этот и другие виды сопровождения самоопределения я выделяю в несколько “продуктов” моей тьюторской деятельности.

Я убеждён, что никакая стратегия, в том числе образовательная, не может быть построена без анализа данных. Пройдя анонимный опрос об образовательных результатах вы увидите, что вам возможно недостает в этом понимании, и очень поможете мне писать больше объективных статей.

Чтобы не торопиться меня понять по одной статье – прочитайте предыдущие.