В прошлый раз я закончила на том, что с незапамятных времен мы сталкиваемся с определениями символами, которые ныне утратили сакральные значения, но сохранились.
Дом, застолье и подарки, определенно относятся к этой категории.
Гостеприимство - это ритуальное действие и оно разворачивается вокруг стола и огня, по сути, двух основных символов дома, понятным всем.
В переводе с греческого слово trapeza обозначала стол. Я рассказывала когда - то что стол могли собирать где угодно, без определенного места и на это, в том числе, указывает и само слово. происходит от двух корней: "три" и "нога", то есть,"тренога".
Интересно, что в современном греческом трапеза - это уже другое.
В русском варианте многим логичным дополнением к «трапеза» так и просится «монастырская», и не зря.
Трапеза- не просто еда, а еда с соблюдением канонов, будь то молитва или что то другое.
Нам, наверняка, покажется странным, но есть или были племена, которые свободно ходили обнаженными, но вот увидеть кого то с едой, это считалось неприличным.
Если уж такое случилось по каким- то неведомым мне причинам, то необходимо было отвернуться.
Такое непривычное нам понятие происходило от того, что считалось, что еда, которую ест человек становится частью его самого.
Дело, так сказать, интимное до невозможности.
Поэтому если уж есть с кем- либо, то только с тем, кто внушает доверие.
Многие короли вкушали еду в одиночестве. В смысле, в одиночестве за столом, а вокруг толпились выражающие монарху уважение.
Как? Присутствовали. Но не ели.
Это было не только из за страха отравления.
В других местах, если и трапезничали вместе, то короли- цари- монархи, как правило, за отдельным столом.
В общем, так сложилось, приглашение за один стол - это честь. Это признак доверия. С кем попало не едят.
Отсюда слово «потчевать» оказанная честь вроде должна быть чем то подкреплена и внятно выражена.
«Что за честь, если нечего есть». Кстати, у французов есть подобное : un poeme jamais ne vahlut un dinner.
Современные правила, четко указывают нам, что не стоит «закармливать» гостя и вообще лучше смотреть в свою тарелку, а не к соседу, и ограничивает наши уговоры тремя заходами. После чего, хорошо бы понять, гость не кривляется и не кокетничает, он просто больше не хочет.
Не может.
Не будет.
Французские правила четко указывают также блюда, которые предлагаются всего один раз : суп, салат и сыр.
Кстати, я читала, что многие умные люди связывают традицию угощения с жертвоприношением. Особенно же ценен дар самый лучший или тот, что дорог хозяевам.
Отсюда принятое во многих культурах, а русским это часто и вовсе ставят у упрек- для гостей самое лучшее- от наряда и сервировки до еды.
Во время пира царь Алексей приказывал "подавать все заморское и дорогое гостям".
Это одна сторона вопроса, другая же, очевидно, демонстрация благосостояния, самая ценная посуда времен Георгов до сих пор выставляется в Букингемском дворце на банкетах государственного уровня.
И здесь тоже ритуал. Смысл не в том, чтобы вкусно поужинать, смысл в том, что бы разделить трапезу или преломить хлеб.
Преломить хлеб с кем-нибудь - всегда было нечто большее, чем просто совместно поесть. Это символ мира.
Магический смысл объединяющей трапезы известен давно. Летописи, частности, повествуют о продолжительной и кровопролитной ссоре двух князей. Когда дело завершилось миром, ознаменовано это было общей трапезой.
Предложение угощение и отказ от него - совершенно понятные, таким образом, в европейской культуре символы предложений и разделенной дружбы или отказа от нее.
Поэтому отказ даже по каким либо причинам «сыт», «на диете» «не люблю» это, чтобы никого не обидеть этикет предлагает слегка как- то завуалировать, а лучше, по возможности, конечно, все же попробовать нууууу хотя бы куууусочек. ))
Я читала, когда то, что чтобы не быть понятым превратно, где то на Востоке следовало опустить палец в соль, тем самым, смягчив вынужденный отказ.
Да, про хлеб и соль я еще планирую философствовать.
Такой вот у меня июнь.
Ксения Маркова специально для etiquette748