Спасибо Longfello. Очередной раз перечитала "Имя розы" Умберто Эко. Для профессора семиотики Университета Болоньи это был дебютный роман. Скорее всего, он никогда не взялся бы за писательство, если бы не Борхес. Не случайно же главный "злодей" романа слепой библиотекарь монастыря является тезкой великого аргентинца.
Роман внешне выглядит как исторический детектив. Любой любитель детективов получит оба удовольствия - расследование убийств и историческую обстановку.
Представьте себе средневековый замок, управляемый бенедиктинцами, с винными погребами, травниками, садовниками, библиотекарями и молодыми послушниками. Один за другим полдюжины монахов находят убитыми самыми причудливыми способами. Ученый францисканец, посланный разгадать тайну, оказывается вовлеченным в пугающие события внутри аббатства. Представьте также, что к концу повествования выясняется, что все эти ужасные преступления были совершены по высоким этическим и культурным причинам. Только представьте себе, что рукопись утерянной второй части «Поэтики» Аристотеля — утерянная книга, содержащая его теорию комедии и смеха, — найдена в библиотеке и что кто-то сделает все, чтобы остановить распространение этой рукописи.
Действие «Имени розы» происходит в 14 веке. В некоторых своих эссе Эко связал этот век с нашим веком, со всеми его достоверностями, ослабленными комбинированными ударами новых наук и противоречивых социальных событий. Вполне уместно, что роман — это мистерия, самый рационалистический из всех литературных жанров, основанный на стремлении достичь неопровержимой, хотя и неполной истины: кто такой убийца и каковы его мотивы? И какие приметы помогут разгадать тайну?
В романе главный герой Вильгельм Баскервильский призван расследовать преступление в бенедиктинском аббатстве. Подобно Шерлоку Холмсу, Уильям родом из Англии, но не из Скотланд-Ярда, а из философской школы Роджера Бэкона и Уильяма Оккама, основоположников когнитивного эмпиризма, философии, основанной на точном исследовании реальных свидетельств, обнаруживаемых органами чувств и таким образом, идеальный инструмент для разгадки тайны. Именно на таких людей постоянно ссылается наш ученый и ироничный монах-сыщик.
История рассказана Адсо, молодым новичком, чье восхищение Уильямом наивно. Между ними развивается интеллектуальная и эмоциональная связь, связь, подобная связи между Леверкуном и добрым Сереном, который рассказывает свою историю в «Докторе Фаусте» Томаса Манна. Адсо говорит от имени веры, которую Уильям, вероятно, потерял. Старая библейская проблема о том, был ли первый грех запретным стремлением к знаниям или грехом непослушания, не находит ответа. Происходит ли страсть к познанию от потери веры? Или, говоря современным языком: происходит ли семиотика от потери уверенности в непоколебимой истине?
Вот такое пересечение детективной линии с философской несколько утяжеляет чтение романа любителями чистого детектива. Для тех же, кто, напротив, видит в романе некую философскую аллегорию, детективный сюжет составляет дополнительное удовольствие. Особенно в тот момент, когда сыщик вычисляет преступника, но тот не дает себя схватить, а заодно губит в пламени главное сокровище - книгу, которая для Вильгельма значила куда больше чем личность преступника.То есть достижение человеческой мысли ускользает. И это не компенсирует решение прагматической задачи.
Различные уровни смысла пронизывают микрокосм книги. Нравятся ли вам такие многослойные тексты?