Доброго здоровья!
Окончился Великий пост.
Для христиан это время усиленной молитвы, говения и покаяния.
Для более продуктивного поста необходимо всегда наблюдать и анализировать себя, свои поступки, действия, своё поведение, подводить какой-то итог, чтобы можно было критически смотреть на себя, ставить новые цели.
Окончание поста это рубеж, к которому мы идём с радостью и надеждой. С радостью, потому как пост заканчивается и можно будет позволить себе утешение (расслабление). С надеждой, потому что надеемся достойно встретить Пасху Христову.
Однако же нужно знать и помнить, что окончание поста это не окончание трудов, это не повод расслабиться и позволять себе вольности.
Труд христианина он продолжается и после поста и Праздник Светлого Христова Воскресения это не повод к питию и объедению. Воскресение Христово, это повод к радости о Воскресшем Господе.
Встретить Воскресение Христово и прожить эту радость достойно.
И, поскольку работа наша и битва наша продолжается, я прошу вас потерпеть ещё немного меня с моими замечаниями относительно пройденного Великого поста.
В очередной раз скажу: плохо то, что вы приучены ходить на исповедь только постами. Постарайтесь это изменить, например: если между постами более 40 дней, постарайтесь быть на исповеди и вне постов. Исповедь не обязывает вас к какому-то молитвенному правилу, посту. Главное – желание покаяться, а значит – исправиться и вести правильную христианскую жизнь.
Несколько слов скажу о технической стороне Таинства Покаяния, я так называю непосредственно то, что происходит на исповеди.
На исповеди важно назвать грех, признать страсть и обнажить её.
Это даст вам силы бороться с грехом и со страстями.
Когда вы называете свой грех, вы обличаете себя, вы совершаете первый шаг на пути своего личного спасения. Господь, невидимо действуя в Таинстве подаст вам помощь Своею Благодатию, даст вам силу стоять.
Это не изменяет вашу природу, не исключает возможного падения в будущем, но это даёт вам помощь в борьбе.
От вас на исповеди необходимо обличение греха, а после исповеди стойкость и решимость, а Господь, видя с вашей стороны эти важные составляющие, будет подавать вам помощь.
При этом подробности совершения того или иного греха никого не интересуют.
Для понимания приведу пример: грех блуда.
Формы блуда различны, различны и способы его исполнения.
НО! Вот об этом говорить на исповеди не нужно.
Где, с кем и как совершался тот или иной грех, на исповеди говорить не нужно.
На исповеди вы каетесь в конкретном грехе, называете его и дальше ваша задача грех этот более не совершать.
Подробное описание греха не поможет ни вам, ни священнику, тем более эти подробности не нужны и присутствующему и действующему невидимо в Таинстве Покаяния Господу.
Поверьте – все подробности Ему известны!
А священник нужен лишь для того, чтобы засвидетельствовать ваше покаяние на Страшном Суде. Ему не нужны подробности.
С другой стороны: избегайте общих фраз типа: «я грешен во многом», или «я грешен во всём», «у меня обычные грехи», или «грешу как всегда» и «ой и то и это, и всякое подобное этому».
Покаяние! Покайтесь! Обличите себя и обличите грехи.
Исповедь это не чтение дневника, ни декламация, ни соревнование в грешности. Не нужно назвать что-то, чтобы удивить тем «какой я не хороший».
Вы каетесь не перед священнослужителем, а перед Богом, который невидимо в таинстве присутствует.
Кайтесь перед Богом.
Должно быть именно покаяние, раскаяние в содеянном перед Богом.
То, что мы грешны Бог и так знает, Бог и так знает чем каждый из нас грешен. Не каясь на исповеди в грехах, вы навлекаете на себя определённое состояние, о котором преподобный Иероним Стридонский говорит, когда толкует Псалмы, так: «Читаем в Бытии, что в то время, когда пал Адам, когда он больше послушал змея, чем Бога, когда скрылся от лица Божия, пришёл Бог в рай днём и ходил… Не встал Бог перед грешником, но ходил. Знал ведь, что он (человек) в раю, и знал, что он сделал, но так как Адам согрешил, не знал его Бог. И сказал Бог: «Адам, где ты? »
Мы часто можем слышать от людей, когда при общении с кем-то употребляется такой оборот речи: «я тебя не хочу знать».
Так вот преподобный Иероним Стридонский говорит, что если человек не стоит на пути праведном, на пути исправления, а пытается как-то слукавить на исповеди, на Покаянии, то он для Бога становится именно таким: Бог не знает этого человека.
А здесь совершается Таинство и присутствует Сам Бог (кстати говоря очень интересная штука получается, всегда пишут и говорят так: «хочу на исповедь! » «Когда можно на Исповедь? » Теперь буду спрашивать: а на покаяние желаете?).
Немного резюмируем.
Постарайтесь быть на исповеди чаще, чем 4 раза в году. О частоте Причащения Святых Христовых тайн Тела и Крови – отдельный разговор. Но четыре раза в год, это крайне ничтожно.
На исповеди произносите, именно произносите, называйте грех и обличайте свои страсти.
Помните, что в Таинстве присутствует Бог. И действует ОН. Более того, священнослужитель – человек, по немощи человеческой также грешен и больше грешен. И если он и прочтёт разрешительную молитву, а вы слукавите - Таинство Покаяния не совершится.
Не надейтесь на какое-то мнимое оправдание себя, какие-то снисхождения, милости и т.д. Вы не воспользовались милостью установленной Богом, вы отказались каяться. Господь призывает нас к покаянию, назовите грех, покайтесь и Господь простит. Он не требует каких-то жертв, а лишь покаяние: раскаяние в содеянном. Придите и получите милость в виде прощения.
При этом само прощение Богом действует так, что греха, который вы назвали больше нет, его нет в истории вашей жизни.
А вы не каетесь?
И после этого надеетесь ещё на какое-то прощение?
Вы сами отвергли милость Божию и Бога.
Зачем создавать себе ещё большие проблемы, чем есть – не гневите Бога.
Подготовка к исповеди должна быть обязательная, но она больше заключается в составлении списка личных грехов, в которых нужно покаяться, в анализе своей жизни, своих поступков.
Накануне исповеди необходимо проанализировать себя, затем составить честный список и обличить себя, сказать, что я плохо сделал, если так поступаю или хочу чего-то противного заповедям.
У человека может быть нет каких-то совершённых грехов: дел, поступков, но полно мыслей, желаний, наклонностей. Это должно быть сказано на исповеди.
Часто можно услышать: «я ничего такого не совершал: не убивал, не воровал» и т.д.
А как же слова Христовы: даже если подумал с вожделением, то уже согрешил.
Скорее всего вы и не убиваете, но сколько раз могли или желали чего-то нехорошего окружающим вас, также и про воровство: может и не воровали и не брали, но могли иметь в сердце пожелание иметь чужое и т.д.
Только тогда Покаяние будет действенно, когда вы будете каяться.
Запомните ещё и то, что Таинство Покаяния и Таинство Причащения являются двумя совершенно разными Таинствами, они никак не связаны друг с другом.
Исповедь не есть пропуск на Причащение.
К обоим Таинствам нужно относиться с огромной ответственностью.
Также хочу затронуть другую больную тему: никонианство в древлеправославии.
Смотрение передач, чтение книг (имеется в виду чтение книг, авторами которых являются никониане, ещё хуже, если авторы отмечены в их сообществе как святые) и наконец, хождение по их храмам и использование изображений их якобы святых, обращение к ним с молитвою и так далее – всё это, к огромному сожалению, имеет место в среде древлеправославных христиан. Вера в никонианские басни, обращение с молитвой к "героям" этих басен, есть акт вероотступничества.
Если есть родственники иноверцы, это не оправдывает вас, когда вы посещаете их храмы. Если вы обращаетесь в их храмы для поминания, значит вы признаёте действенность их молитв. Признаёте действенность и действительность их иерархии, вы признаёте их раскольничье сообщество Церковью Христовою.
На такие замечания часто слышишь единственный аргумент: "Бог Один".
Так и есть, и именно в этом и есть основная Правда нашей веры: один Бог, одна вера, одно крещение!
Или можно представить, что там есть свой никонианский бог для никониан и поэтому нужно в никонианском храме поставить свечку, подать записочку за никониан.
В таком случае: крещение не одно, а множество вариантов, вера не одна, а множество вариантов и тогда Бог не один, а их множество: наш, никонианский и т.д.
Это язычество в чистом виде.
Кто вы? Язычники или христиане?
Мы христиане, у нас Бог христианский, Он не делится на никонианского и древлеправославного. Он Единственный, Единый, Он один, но тогда одна и вера и одно только крещение.
Если есть родственники иноверцы, молитесь за них, если считаете это необходимым, мученику Уару, раздавайте милостыньку, но призывайте Истинного Бога в истинной вере.
А если кто увлекается баснями никонианскими про разных бабок да отроков то, что общего у них с древлеправославием?
Если вы верите их басням о каких-то исцелениях, мироточениях, придаёте значение их «чудесам» — что общего у вас с древлеправославием?
Это сообщество уничтожало древнее благочестие, истребляли христиан, а современные древлеправославные христиане зачитываются их баснями и ездят в паломничество по их монастырям, ходят в их храмы и подают записочки, свечички ставят.
Вы считаете это правильным?
И в заключении: вера никонианским басням, почитание и поклонение «святым» из этих сказок и басен, почитание их «старцев» и попов, участием в их молитвах, а равно и подача поминаний, свечей и т.д., а в особенности участие в их таинствах – всё это акты вероотступничества.
Всё это не освящает, а оскверняет душу.
С окончанием Великого поста!
С окончанием Великого поста!
7 минут
1 прочтение
13 июня 2023