Состояние взлетно-посадочных полос значительно влияет на уровень безопасности авиаперевозок. Новую технику, которая круглый год будет отвечать за скоростную уборку искусственных покрытий аэродромов и аэропортов, продувку и очистку взлетной полосы от снега, льда, воды, пыли и песка, разработали инженеры Московского автомобильно-дорожного технического университета (МАДИ) и Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) вместе со специалистами завода «СпецАгрегат». Они представили три аэродромные машины с комплектами навесного оборудования. По словам ученых, отечественная разработка обойдется на 20–25 % дешевле зарубежных аналогов.
Сегодня, когда прежние логистические цепочки разрываются, а новые механизмы поставки только прорабатываются, для авиации критически важно решать проблему импортозамещения. Научный коллектив МАДИ и ЮУрГУ по заказу завода «СпецАгрегат» разработали линейку техники для обслуживания аэродромов: подметально-продувочную, поливомоечную и плужно-щеточную машину с раздачей твердого реагента.
Техника на 90 % состоит из отечественных комплектующих, небольшое количество импортных компонентов, сложных к изготовлению, присутствует в гидравлической системе и в системе управления. Тем не менее ученые считают, что в будущем полный переход на импортонезависимое производство вполне возможен.
В качестве базового шасси для техники использовалась модель УРАЛ 6370, модифицированная под каждую конкретную аэродромную машину. Такой выбор был связан не только с ценовой политикой, но и с территориальным фактором: предприятия «СпецАгрегат» и «УРАЛ» находятся в непосредственной близости друг от друга, что позволило локализовать всю цепочку производства в одном месте.
Ученые также решили объединить шасси для поливомоечной и плужно-щеточной машин, потому что у них схожие конструктивные решения и присутствуют одинаковые элементы. Это значительно удешевляет комплект: можно купить одно шасси и два комплекта навесного оборудования к нему. Третья машина — подметально-продувочная — имеет дополнительную силовую установку и больший набор навесного оборудования, которое предполагает некоторые уникальные особенности в доработке шасси.
«СпецАгрегат» уже заключил договоры на поставку десяти единиц подметально-продувочных машин этой осенью. Пока завод ожидает завершения финальных испытаний, специалисты занимаются настройкой производственных мощностей. Ученые надеются, что по окончании приемо-сдаточных испытаний их машины появятся не только на гражданских и военных аэродромах России, но и в странах ближнего зарубежья.
«На выставке NAIS (национальная выставка и форум инфраструктуры гражданской авиации) к продуктам завода «СпецАгрегат» проявлял интерес и Казахстан, и Узбекистан. Конечно, у них не бывает таких снежных покровов, как в нашей стране, но коллег заинтересовали машины, которые содержат и обрабатывают полосы в летний период — поливомоечные и подметальные. Потому что вопрос содержания и эксплуатации ВПП строго регламентирован и очень важен для обеспечения безопасности полетов», — отмечает Дмитрий Никитин, руководитель проекта, заместитель директора Центра автомобильно-дорожного инжиниринга МАДИ.
Научный проект был выполнен во исполнение постановления Правительства РФ в рамках нацпроекта «Наука и университеты» от 9 апреля 2010 г. № 218, реализуемого Минобрнауки России. Указанное постановление Правительства регламентирует предоставление государственных субсидий проектам, направленным на развитие кооперации научных учреждений и предприятий реального сектора экономики для создания высокотехнологичных производств.