12 июня экс-премьер Италии Сильвио Берлускони умер на 87-м году жизни. Успешный бизнесмен, эпатажный скандалист и любвеобильный гедонист — это еще не все определения, которыми можно было его описать. Берлускони еще при жизни сумел войти в историю Италии и преуспел практически во всех начинаниях. Рассказываем, чем именно запомнился бывший итальянский премьер.
«Во имя всех и каждого»
Сильвио Берлускони впервые пришел в политику, когда ему было 57 лет. На тот момент он уже состоялся как успешный бизнесмен, деятель культуры и спорта. С 1978 года Берлускони возглавлял холдинг Fininvest, в который входили более 100 компаний, включая крупнейший в Италии медиахолдинг, банк, издательство, строительные и страховые фирма, сеть супермаркетов и т.д. В 1986 году он купил футбольный клуб «Милан», превратив его из аутсайдера в одну из лучших итальянских команд, а в 1991 году спродюсировал оскароносную комедию «Средиземное море».
С таким послужным списком проект Берлускони-политика был обречен на успех. Но никто не думал, что он придет настолько быстро: бизнесмен основал политическое движение «Вперед, Италия» (итал. Forza Italia) в январе 1994 года и уже в марте выиграл выборы, а в мае принес присягу в качестве премьер-министра.
Несмотря на головокружительный успех, первое правительство Берлускони не продержалось и года. Уже в январе 1995 оно было вынуждено уйти в отставку после выхода из правящей коалиции «Лиги Севера». Однако в 2001 году политик взял реванш, и в этот раз он задержался у власти до 2011 года (с перерывом в 2006-2008 гг).
Сильвио Берлускони стал настоящей сенсацией в итальянской политике. Он был самым богатым премьером в истории Италии и первым человеком со времен Второй мировой, которому удалось удержаться на своем посту так долго. В 2011 году политолог Джозеф Лапаломбара отметил, что Берлускони следует внести в Книгу рекордов Гиннеса: «Он единственный в истории премьер-министр, который занял этот пост в течение неполных четырех месяцев после того, как основал абсолютно новую политическую партию для реализации своих амбиций».
Даже после отставки Берлускони продолжал быть заметной величиной в итальянской политике. Незадолго до смерти экс-премьер добился ухода правительства Марио Драги — а после выборов сформировал первое после Второй мировой правое правительство наряду с партиями «Братья Италии» и «Лига» (но в этот раз не вошел в кабинет лично). Свою исключительность понимал и сам Берлускони. В 2006 году он, не стесняясь, заявил: «Я — Иисус Христос в политике. Я страдаю вместе со всеми и готов жертвовать собой во имя всех и каждого».
Судебные перипетии
Сильвио Берлускони не был бы собой без длинной, почти бесконечной вереницы судебных разбирательств, которые преследовали его всю политическую и предпринимательскую карьеру.
Первое крупное противостояние между Берлускони и итальянскими властями началось в 1984 году, когда суд арестовал телепередатчики его медиакомпании из-за спора о правах вещания. Одержать верх Берлускони помог его друг премьер Беттино Кракси, после чего многие заподозрили бизнесмена в подкупе политика.
С тех пор суд стал для Берлускони вторым домом. Его подозревали в коррупции, злоупотреблении служебными полномочиями, подкупе полицейских, судей и политиков, связях с мафией, отмывании денег, давлении на свидетелей, клевете, налоговых махинациях, составлении фейковой бухгалтерии и других преступлениях. Однако увертливому политику почти каждый раз удавалось уходить от ответственности.
Берлускони проиграл суд лишь единожды — в 2012 году его признали виновным в уходе от налогов при покупке прав на показ американских фильмах на своих телеканалах. Это дело дорого обошлось экс-премьеру: ему назначили четыре года лишения свободы, лишили парламентского иммунитета и сенаторских полномочий, а также запретили занимать государственные посты и баллотироваться на выборах.
Впрочем, за решетку он так и не попал. На момент приговора Берлускони уже было 75 лет, поэтому суд заменил тюремный срок на общественные работы в доме для престарелых при католической церкви. А в 2018 году миланский суд полностью реабилитировал его, после чего экс-премьер триумфально вернулся в политику.
В 2008 году Берлускони заявил, что ходил на судебные слушания 2,5 тыс. раз, 587 раз к нему приезжала полиция, а его общие юридические расходы составили €174 млн: «Я абсолютный рекордсмен по числу судебных разбирательств в истории человечества — и в истории существ, которые живут на других планетах».
Отношения с Россией
На протяжении всей своей политической карьеры Берлускони старался поддерживать дружеские связи с Россией и, в частности, с президентом РФ Владимиром Путиным. Российский и итальянский лидеры впервые познакомились на саммите «Большой восьмерки» в 2001 году. И с тех пор, проникнувшись друг к другу взаимной симпатией, активно развивали деловые связи двух стран.
Благодаря этому за почти два десятилетия — с 1994-го, когда Берлускони пришел к власти, и до 2013 года — товарооборот между Италией и Россией вырос в 12 раз. А компании обеих стран наладили еще более тесное сотрудничество. По всей России в этот период открывались десятки различных итальянских производств — от обувных фабрик до заводов по изготовлению керамической плитки.
Столь доброжелательные отношения Берлускони и Путина не раз подвергались критике со стороны итальянской оппозиции и других западных политиков. А в 2010 году французская газета Le Monde утверждала о прямом конфликте дружеских и деловых интересов двух лидеров, которые отражались, например, на заключении соглашений российских и итальянских топливных компаний. За это СМИ назвали тогдашнего премьер-министра Италии «послом Путина в Европе».
В 2011 году Берлускони ушел в отставку, а Путин назвал его «одним из последних могикан европейской политики». А после скоропостижной смерти легендарного итальянского деятеля глава РФ направил президенту Италии Серджо Маттарелле телеграмму с соболезнованиями. В этом письме Путин назвал Берлускони «патриархом итальянской политики, который пользовался высоким международным авторитетом», а также отметил, что для него Сильвио был «дорогим человеком и настоящим другом».
一 Президент России Владимир Путин
Я всегда искренне восхищался его мудростью, способностью принимать взвешенные, дальновидные решения даже в самых сложных ситуациях. В ходе каждой из наших встреч я буквально заряжался его невероятной жизненной энергией, оптимизмом и чувством юмора. Его уход из жизни – невосполнимая потеря и большое горе.