Прочитав роман «Невыносимая легкость бытия» и получив от него удовольствие, меня заинтересовал сборник эссе автора «Искусство романа». Я ожидала что-то в стиле Элизабет Гилберт «Большое волшебство» или Харуки Мураками «Писатель, как профессия». Некие мысли понравившегося Кундеры на тему писательского мастерства или хотя бы пару полезных советов.
Что мы имеем в итоге?
Милан Кундера в одном из эссе составил словарь своих романов. В числе прочих там слово «Романист (и его жизнь)». Отличительная черта истинного романиста (по мнению Кундеры): он не любит говорить о себе самом. У него нет биографии. Однако его (Кундеры) революционная биография и исключение из партии, а также эмиграция не только существует, но и постоянно дает о себе знать в его произведениях. И если в «Невыносимой легкости бытия» критика коммунистического режима как бы слегка за кадром, то в «Искусстве романа», почему-то европейском, она представлена во всей красе.
При этом совершенно не важно, как вы относитесь к тому или к другому режиму. Вы ведь хотите почитать про творческий путь писателя, его стиль, возможно, получить рекомендации человека, произведение которого не оставило вас равнодушными.
Вместо этого будет:
Но разве в коммунистической России не издавали сотни и тысячи романов огромными тиражами и с большим успехом? Да, но эти романы больше не имеют никакого отношения к постижению бытия. Они не открывают никакой новой частицы существования; они всего лишь подтверждают уже сказанное<…> Ничего не открывая, они больше не участвуют в преемственности открытий, которую я называю историей романа; они располагаются вне этой истории, или скажем так: эти романы после завершения истории романа.
Далее о том же.
Истинному искусству противостоит искусство – увеселение. Великому искусству – легкомысленное, малое. Но лично меня никогда не раздражали детективы Агаты Кристи! Зато Чайковского, Рахманинова, пианиста Горовица, грандиозные голливудские фильмы «Крамер против Крамера», «Доктор Живаго» (несчастный Пастернак!) я ненавижу искренне и глубоко.
Милан Кундера ненавидит Пастернака, получившего Нобелевскую премию по литературе, не в пример ему.
При этом автор с удовольствием называет собаку в своем романе Каренин (она, кстати, сука, что очень по-европейски) и в другом произведении рассуждает о Раскольникове. Наверное, Л. Толстой и Ф. Достоевский, в отличие от советских авторов, снискали его благосклонность.
Уж простите меня за ироничный тон, но разве красота не в глазах смотрящего?
Стивен Кинг говорит, что плохие книги читать еще важнее хороших. Вы поймете, как «не надо». Поэтому, спасибо «Искусству романа». Но это отнюдь не умаляет достоинств других произведений автора. Лучше рассказывать свои истории, вместо того, чтобы критиковать другие.
#чтонечитать #мамаслитературнымуклоном #миланкундера #искусстворомана