Найти тему
АиФ-Юг

Лицом к своей стране. Что нужно увидеть, чтобы познать Россию?

   Только сейчас многие обнаружили, что интересных и красивых мест в нашей стране больше, чем где бы то ни было.
Только сейчас многие обнаружили, что интересных и красивых мест в нашей стране больше, чем где бы то ни было.

12 июня - День России. Константин Мержоев путешествует по Родине тридцать лет. Два года назад он вместе с коллегами прошел, проехал, проплыл вдоль всех границ большой страны. Что нового узнал путешественник о России, что объединяет наши народы и отличает от других государств и какие места стоит посетить, чтобы иметь представление о стране, об этом и о многом другом он рассказал kuban.aif.ru.

Заметный подъем

Константин Мержоев с другими участниками экспедиции «РоссиЯ-2021» за 292 дня преодолел путь вдоль всех границ России.

   Фото: Из личного архивa/ Константин Мержоев
Фото: Из личного архивa/ Константин Мержоев

«Из Сочи на велосипедах мы доехали до Мурманска, - вспоминает он. - Оттуда на ледоколе отправились во Владивосток. Затем на автомобиле вдоль китайской границы до Байкала, откуда прошли пешком 500 с лишним километров по хребту Большой Саян до Кызыла. Там снова сели на велосипеды и через Дагестан, Чечню, Ингушетию, Северную Осетию, Кабардино-Балкарию приехали в Псебай, на снегоступах через главный Кавказский хребет - в Сочи».

В итоге 35 тысяч километров по 50 городам, областям и республикам России. Можно ли после такого путешествия считать, что узнал страну по-настоящему?

«Россия настолько велика, что полностью узнать ее за одну, пусть даже такую протяженную экспедицию, невозможно, - признается Константин Мержоев. - Но я 30 лет хожу по нашей стране, и могу точно сказать - в последние годы она меняется к лучшему. Я видел, как разрушалось все после распада Советского Союза, как с начала нулевых годов началось возрождение. А в последние пять лет произошел настоящий рывок. Хотя, признаю, мы пока только наверстываем то, что потеряли в девяностые. Так что не стоит верить тем, кто говорит, что в нашей стране ничего не делается - так рассуждают люди, которые из дома не выезжают».

По словам путешественника, заметно изменилась инфраструктура - там, где раньше в лучшем случае была гравийка, сейчас полноценные шоссе с мостами и развязками. В Мурманской области положили асфальт к Териберке, чего даже в СССР не было. Теперь можно приехать на берег Баренцева моря и посмотреть на северное сияние.

«Новые дороги, мосты, фабрики, видно, что сельское хозяйство развивается - если лет 20 назад в средней полосе запустение было, то сейчас аккуратные поля, фермы», - продолжает Константин Мержоев.

Конечно, есть и заброшенные села, но, скорее, это следствие урбанизации, которая стала мировой тенденцией.

«Сейчас мало кто хочет жить в сельской местности, - говорит путешественник. - Люди поменялись, они не хотят тяжело работать, вставать рано утром, ухаживать за хозяйством - они хотят поехать куда-нибудь отдыхать. Сейчас же для людей не проблема съездить в театр, кино, ресторан за 100 км, раньше все это надо было организовывать поблизости. Мало кто хочет в сельской местности жить, но, уверен, как только кризис наступит, многие передумают. Как во время пандемии, когда в Подмосковье дома и дачи втридорога раскупили».

Настоящая жизнь

«Открываем Россию заново вместе» - таким был девиз экспедиции «РоссиЯ».

«Это обращение к людям, - объясняет Константин Мержоев. - Ведь у нас с конца 80-х сложилось так, что Запад пиарили больше, чем собственную страну. Мозги у людей перестраивались, они уже верили, что там лучше, красивее, хотя Россию просто не знали».

Даже самый опытный путешественник привозит из каждой экспедиции новые открытия.

«Я открыл для себя южные границы нашей Родины, - признается Константин Мержоев. - До этого любил дикие безлюдные места Севера, Урала, северо-востока страны. Думал, что юг России освоен, поэтому там не так интересно. Но Тува изменила мнение - огромная территория, три Краснодарских края по площади, а население всего 337 тысяч человек. За 50 с лишним дней мы не встретили ни одного человека - только оленей и медведей. Чуйский тракт - дорога, которая с XVIII века считалась чуть ли не самой опасной, сейчас возглавляет рейтинг красивейших в мире. Действительно, едешь на велосипеде, а вокруг красоты Алтая: леса, скалы, ледники, бурные реки».

Тувинцы, буряты, алтайцы, другие народы, встречавшиеся по пути, по словам путешественника, сохраняют уклад, по которому жили их предки.

«Когда увидел первую юрту - бросился фотографировать, думал, больше не будет по пути, - улыбается Константин Мержоев. - Но оказалось, что многие живут именно так - кочуют, ставят юрты, выращивают яков. Муку до сих пор мелят каменными жерновами, первый огонь, который считается священным, добывают, как в старину. И это не показуха для туристов, а настоящая жизнь».

Россия огромная, народов в ней множество живет, религии разные исповедуют. В некоторых местах даже русский язык с трудом понимают. А что же всех нас объединяет, кроме географических границ?

«В Российской империи, потом в Советском Союзе, сейчас в России все народы считались братскими, - говорит Константин Мержоев. - У нас огромная страна, места, пищи, ресурсов хватает для всех. Поэтому наши люди действительно не смотрят на национальность соседа, его цвет кожи, разрез глаз или вероисповедание - лишь бы вел себя достойно. И народ у нас такой, и политика государства, в отличие от тех стран, что сами себя свободными и демократичными называют».

Где самый большой каньон?

«Мы хотим всколыхнуть внутренний туризм», - говорил Константин Мержоев перед экспедицией. Получилось, хотя здесь и пандемия с закрытыми границами серьезно помогла.

«Действительно, сейчас у нас бум в этом направлении, - считает путешественник. - Чечня, Дагестан. Алтайский край, Бурятия строят кемпинги, гостиницы, глэмпинги, но не всегда успевают за потоком гостей. Люди, наконец, заметили, что в России есть не только Черное, но и Каспийское море. И оно не менее красивое и интересное, а по климату еще и фору может дать. В том же Дагестане сохранилась тысячелетняя история. И я счастлив, что сейчас мы повернулись лицом к своей стране - ведь Запад раньше даже знали лучше, чем Россию. Молодые люди, с которыми часто общаюсь, достопримечательности Европы, ее историю, географию знают. А России - нет. И сейчас они с удивлением обнаружили, что красивых и интересных мест у нас больше, чем там. Многие думают, что самый глубокий каньон в мире - это Гранд Каньон в Аризоне. Но ничего подобного - каньон реки Сулак в Дагестане на 63 метра глубже. Вся наша страна напичкана объектами турпоказа, как кунцевская булочка изюмом, но нет такой рекламы, как на Западе».

И реклама - только часть основной проблемы, которая, по мнению Константина Мержоева, заключается в том, что наше государство до сих пор не определились, какое оно - капиталистическое или социалистическое.

«Мы застряли в промежутке - уже не социалистическая страна, еще не капиталистическая, - говорит он. - А так не бывает - надо определяться».

Север, Юг, Запад, Восток России

Что, по мнению человека, изъездившего и исходившего Россию вдоль и поперек, надо обязательно увидеть в стране, чтобы составить о ней наиболее полное представление?

«Сам я люблю такие места, до которых просто так не доберешься. В России таких много, - говорит Константин Мержоев. - Обычному человеку, на мой взгляд, стоит посетить Север: Архангельскую, Мурманскую области, Карелию. Побывать на Чукотке, Дальнем Востоке, Алтае, Саянах, Урале, Кавказе. И это не значит, что другие места хуже - нет, все регионы нашей страны великолепны по-разному. Но перечисленные места дают представление о разнообразии России.

На Чукотке увидишь, как живут чукчи, коряки, как занимаются китобойным промыслом и оленеводством. В Мурманске - Териберка, Хибины, Ловозерские тундры, горы ледникового происхождения, священные озера саамов и лопарей с наскальной живописью, мегалитическими строениями. В Карелии - тайга, озера, финно-карельская культура. Байкал - самое глубокое озеро мира, образовавшееся в результате тектонического разлома, из подобных в мире - только Таньганьика в Африке. У нас столько всего интересного, такая мешанина культур, народностей, что на всю жизнь хватит!»