Чтобы не было потом мучительно больно, нужно ВСЕГДА заранее просчитывать возможные кризисы и худший сценарий развития событий. Я не пессимистка, но когда ты морально и финансово готова пережить внезапно нагрянувший "трындец", как-то легче на душе и хватает сил, ресурсов, желания действовать, начинать с нуля и вообще всячески барахтаться лапками, чтобы выплыть наверх.
Сегодня поделюсь с вами 10 пунктами, которые помогли лично мне и не один раз. Надеюсь, они будут полезны и вам!
(важно, всё нижесказанное - мой субъективный опыт, никому и ничего не навязываю!).
1. Не снижайте цены на свои услуги, но и не повышайте сейчас, когда всех и всё шатает.
Оставайтесь стабильным. Продумайте какие бюджетные варианты услуг можете предложить людям, как альтернативу. Помозгуйте над программами лояльности для клиентов, чтобы они чувствовали от вас поддержку и понимание.
Но! Если вы несколько лет не повышали стоимость занятий у вас (репетитор, тренер, владелец студии раннего развития, танцев, ивент-студии и т.д) или товаров, которые делаете своими руками, и понимаете, что так больше не может продолжаться, честно напишите пост/рассылку о том, что с такого-то числа поднимается стоимость на такие-то товары/услуги, по старым ценам можно записаться на протяжении такого-то времени. Всё. Не нужно оправдываться, заискивать. Люди всё и так понимают... А работать бесплатно - дурной тон, и шаг в нищету...
2. С каждого поступления на ваш счет ВСЕГДА откладывайте 10-15%.
Это ваш стратегический запас на случай того, что какие-то заказчики могут отсеяться. Если приходят донаты, бонусы, подарки - их можно спокойно потратить сразу на что-то приятное (легко пришло - легко ушло). Но запас - это неприкосновенно.
3. Вкладывайте время и усилия в рекламу своих услуг.
Самый простой вариант - системно вести свои аккаунты в соцсетях и общаться с коллегами в профильных сообществах. Если ваше имя мелькает, то вас узнают, следовательно, и заказчики вас заметят. А новые проекты сейчас не помешают. Можно устраивать партнерскую рекламу, рекламу/рекомендации по бартеру.
Участвуйте в проектах/мероприятиях, где тусят более успешные коллеги и есть ваши потенциальные клиенты.
Общайтесь со знакомыми, предлагайте им по бартеру вас рекомендовать, мелькайте в местных группах, где есть ваши потенциальные клиенты.
Участвуйте в местных выставках, фестивалях, мероприятиях, чтобы находить новые полезные связи и показывать свои товары/умения.
4. Партнерьтесь с коллегами. Ищите новых.
Предлагайте варианты командной работы, придумывайте совместные движухи. Дарите бонусы, подарки, % за новых клиентов.
Во-первых, займете голову и сможете придумать общее дело, которое выделится на рынке услуг и принесет вам деньги.
Во-вторых, больше шансов найти клиентов, сарафанное радио коллег вам принесет заказы.
В-третьих, можно стать спикером онлайн/офлайн-мероприятий, тематических движух в вашем городе и расширить свой послужной список.
5. Учитесь.
Платные, бесплатные материалы, книги и видео, марафоны и практикумы - это не только новые знания, которые можно монетизировать, но способ найти заказчиков, партнеров для сотрудничества. К тому же из-за скачка валюты курсы становятся очень выгодным приобретением (если их создатели “заморозили” цену). Осваивайте новые навыки, но обязательно ориентируйтесь на СПРОС! Смотрите, что хотят ваши клиенты, за что готовы доплатить, чего еще не делают ваши конкуренты - и внедряйте это!
6. Расширяйте свои компетенции/линейки услуг, товаров.
Вы становитесь более конкурентоспособным, ваш профессионализм растет, у вас всегда есть что предложить клиенту!
Но если чувствуете, что спрос на услуги/товары в вашей нише падает, ищите новые варианты занятий. Увы, но такова реальность. Лучше иметь несколько профессий, навыков для подстраховки. Не бойтесь нового: знаний, профессии, круга общения.
7. Экономьте и прежде чем купить новое обучение/гаджет подумайте насколько это вам действительно нужно.
Да, слово неприятное, на рациональная экономия работает всегда в вашу пользу. Если у вас с финансами пока шатко, то кризисное время не лучший период для дорогостоящих покупок и трат на пустяки. Новый телефон успеете купить, как и туфли к лету, переезд в более дорогую квартиру тоже можно временно отложить.
Когда перешли на новую работу недавно или начали работать на себя, нет понимания как растягивать ставку на месяц, потому что расходы меняются. Спрогнозировать точный размер денежных поступлений невозможно, поэтому тратить заработанное нужно с умом. Тут выручает временная экономия.
Если работаете офлайн и вроде бы никаких печальных перспектив нет, все равно РАЦИОНАЛЬНО ПЛАНИРУЙТЕ ТРАТЫ, ОТКЛАДЫВАЙТЕ. Так вы будете чувствовать себя более защищенным, и даже если что-то случится - без копейки вы не останетесь.
8. Ищите варианты для развития (личностного, профессионального и финансового).
Можно записать онлайн-уроки, собрать чек-лист, инструкцию, написать статью и предложить в экспертное сообщество, интернет-журнал. Это срабатывает на прокачку уверенности и узнавание вас как специалиста. Расширить линейку услуг, изделий, возможно ввести что-то более массовое и бюджетное. А можно вплотную заняться своим продвижением в социальных сетях: оформить и наполнить аккаунт, поучаствовать в онлайн-интенсивах и мини-курсах, нетворкингах (если вы фрилансер).
9. Работайте.
Как ни банально это звучит, но нужно РАБОТАТЬ каждый день. Не сериалы смотреть, а составлять план задач, выполнять их и заниматься своим профессиональным ростом. Опыт, практика - всё это можно получить только если будете действовать, а не “залипать” в лентах. Предлагайте руководителю идеи, заказчикам бонусы и тоже идеи. Откликайтесь на вакансии, отправляйте резюме - не ждите, что есть 1 стабильная удаленная работа и всё хорошо. У вас всегда должен быть запасной вариант и вы должны быть в курсе кто сейчас требуется и какие навыки в цене. Потому что всё в этом мире переменчиво и нужно думать наперед.
10. Не ищите легкого способа оказаться на коне!
Все обещания легкого заработка, обучения новой ВЫСОКООПЛАЧИВАЕМОЙ модной профессии за 1-4 недели - это чушь!
Не ведитесь на красивые сайты, отзывы, вебинары - всё это сделано специально для вовлечения. Чтобы стать врачом нужны годы, чтобы стать топ-менеджером или классным педагогом - тоже.
Да, сейчас страшно, нет стабильности и очень часто пытаются обмануть, сыграть на эмоциях, обещая БЫСТРОЕ, ЛЕГКОЕ, ТРЕНДОВОЕ решение вашей проблемы. Но чаще всего это просто красивая картинка... Потому всегда собирайте как можно больше информации о том обучении, роде деятельности, который вам предлагают, пройдите бесплатные курсы, поработайте стажером, возьмите пару дешевых заказов (со знаниями базовых бесплатных курсов вы хоть какие-то навыки получите). И если поймете, что вам нравится, действуйте дальше: заработали, отложили на следующее обучение, и так до тех пор, пока не почувствуете, что на 100% довольны своими компетенциями и наличием клиентов.