Человеку свойственно сомневаться. Бог сказал семидесятипятилетнему Аврааму, что даст ему сына. Бог сказал это ему лично, и Он не может лгать. В Быт. 15:6 сказано, что Авраам поверил Богу. Однако двумя стихотворениями ниже мы читаем о сомнениях Авраама. Когда Сара услышала об этом обещании, она рассмеялась, потому что у нее также были свои сомнения. Сомнения одолевали и Гедеона, действительно ли Бог будет с ним, хотя именно Бог призвал его возглавить израильский народ. Прежде чем Гедеон убедился в том, что Бог сдержит Свое слово, он несколько раз просил показать ему различные знамения (Суд. 6:17). Изначально Иоанн Креститель был уверен, что Иисус был Агнцем Божиим (Ин. 1:36), но позднее, когда он уже был в темнице, Иоанн начал сомневаться (Мф. 11:2, 3). В Деян. 10 Богу пришлось трижды дать Петру видение и рассеять его сомнения относительно того, что велел ему делать Бог.
Борьба с сомнениями может лишить нас покоя и уверенности. Так что же нам известно наверняка? На каких библейских принципах мы можем утверждать свою судьбу в вечности и при этом быть на 100 процентов уверены, что они являются истинными? Наша вера лишь становится глубже, когда мы преодолеваем сомнения и приходим к истине о том, во что верим. Иов является прекрасным примером человека, который боролся с сомнениями. В ходе этой борьбы он в итоге открыл для себя то, что точно знал. Он знал, что его Искупитель укрепит его и проведет через все ужасные испытания, выпавшие на его долю.
БОРЬБА ИОВА
На протяжении восемнадцати глав Иов пытался понять, почему с ним произошли все эти несчастья. И хотя он был праведным, богобоязненным человеком, это не значило, что Иов был застрахован от трагедий. Без какого-либо предупреждения он потерял все, что было ему дорого. После этого ужасным мучениям подверглось и его тело. Его друзья пришли, чтобы утешить его. Просидев рядом с ним в молчании неделю, они стали безжалостно обвинять его в тайных грехах, за которые, по их мнению, Бог и наказал Иова. Иов сказал им: «Знающие меня чуждаются меня. Покинули меня близкие мои, и знакомые мои забыли меня» (Иов 19:13, 14). Ранее охваченная горем жена Иова спрашивала его, почему он так упорно держался своей непорочности, а теперь, по его словам, «дыхание [его] опротивело жене [его]» (19:17). Сидя на куче пепла, страдая от сильной физической и душевной боли, Иов произнес: «Кости мои прилипли к коже моей и плоти моей, и я остался только с кожей около зубов моих. Помилуйте меня, помилуйте меня вы!» (Иов 19:20, 21). Дух Иова был сокрушен, и он чувствовал, что ему недолго осталось жить (17:1).
ИОВ С УВЕРЕННОСТЬЮ ПРОВОЗГЛАШАЛ ТО, ВО ЧТО ОН ВЕРИЛ И ЧТО ЗНАЛ
Посреди этой ужасной боли и скорби, тьму безнадежности разорвал солнечный луч. Иов обвел взглядом своих друзей и произнес великое исповедание веры. Он хотел, чтобы его циничные друзья услышали эту декларацию веры; более того, он хотел, чтобы они записали ее и постоянно перечитывали (19:23). Иов хотел, чтобы они не сомневались относительно того, во что он верил и в кого он верил. Он сказал: «А я знаю, Искупитель мой жив» (19:25). Обратите внимание, на каждое слово его исповедания.
«Я» ― указывает на личную убежденность. То, во что верила жена Иова, не провело бы его через эти испытания. То, во что верили друзья Иова, не укрепило бы его. То, во что в земле Уц верили люди, не имело для него никакого значения. Важным было то, во что верил сам Иов. А во что верим мы?
«Знаю» ― даже несмотря на молчание Бога, в этом утверждении нет и тени сомнений. Даже несмотря на то, что Бог не ответил ни на одно его «почему?», Иов говорит здесь с уверенностью. Даже несмотря на то, что друзья Иова не верили в его невиновность, одно Иов знал точно. А что знаем мы?
«Искупитель» ― искупитель это тот, кто выкупал и возвращал утерянное, похищенное или пропавшее. Иов потерял всякую надежду (6:11), в Прит. 13:12 написано: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце». Надежда Иова вновь затеплилась, потому что он был уверен, что его Искупитель жив! Эта уверенность придала Иову силу, в которой он так нуждался.
«Мой» ― Иов использует притяжательное местоимение, чтобы показать, что у него по-прежнему сохранились личные отношения со своим Искупителем. А мы имеем подобные личные отношения с Тем, кто создал нас и любит нас?
«Жив» ― хотя Бог молчал, Иов знал, что его Бог не умер! Хотя Иов не видел свидетельств Божьего вмешательства, он знал, что Бог жив. Иов потерял свое здоровье, имущество и семью; но его вера и его надежда были с ним. И хотя это признание было сделано за многие века до прихода Иисуса на эту землю, Его искупительной смерти на кресте и воскресения, оно созвучно с тем признанием, которое в конце своей жизни сделал апостол Павел в 2 Тим. 1:12: «Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день». А мы верим в это? Мы верим, что благодаря тому, что Он жив, нас ждет завтрашний день?
Иов продолжал страдать, и книга продолжается еще двадцать три главы. Однако Иов обрел свою веру и исповедал ее. Иов был уверен в существовании Бога и признавал Его своим великим Искупителем. Иов был также уверен, что «в конце концов, появится Он на земле» (19:25; Современный Перевод). И хотя Иов был уверен в своей скорой смерти, что его кожа распадется (19:25), а тело возвратится в прах, откуда пришло, он также был убежден в том, что твердо произнес: «Я… узрю Бога» (19:26). Что это будет за день! Даже одного взгляда на Него во всей Его славе будет достаточно, чтобы оправдать все невзгоды, которые нам пришлось претерпеть.