Заседания Евразийского межправительственного совета (ЕМС) и Совета глав правительств стран СНГ, состоявшиеся в Сочи, предметно продемонстрировали нацеленность большинства постсоветских государств на кооперационное и в целом совместное решение экономических проблем, препятствующих более активному экономическому взаимодействию между ЕАЭС и другими странами Содружества Независимых Государств.
Подтверждает политико-экономическое сближение ЕАЭС-СНГ и тот факт, что в работе ЕМС-форума участвовали также представители правительств стран, пока не участвующих в Союзе: Таджикистана (премьер Кохир Расулзода) и Туркменистана (вице-премьер Ходжамырат Гельдимырадов).
Тональность форумам была задана выступлением на ЕМС премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Акцент здесь был сделан на востребованности согласованной внешнеэкономической политики стран Союза. Что, напомним, было в числе основных рекомендаций недавнего ЕЭФ-2023.
При этом М. Мишустин подчеркнул, что «активно развивается система торговых отношений Союза с внешними партнерами: это взаимодействие с Вьетнамом, Ираном, Сербией (имеются в виду зоны свободной торговли с этими странами. - Ред.). Уточнено, что уже идут переговоры о создании зон свободной торговли с Египтом, Индонезией, ОАЭ. «Такой формат откроет дополнительные выгоды для бизнеса наших стран», - отметил российский премьер.
С этими оценками согласились все участники заседания Межправсовета.
Стороны подписали целый ряд документов, нацеленных на развитие обоюдной и общесоюзной координации экономической и гуманитарной политики. В частности, речь идет о соглашении «О взаимном признании документов об ученых степенях в государствах ЕАЭС». Переговоры по этому документу велись свыше пяти лет, и наконец-то он согласован.
Соглашение предусматривает, что граждане стран Союза, обладающие национальными документами об ученой степени, получат возможность оперативного профессионального трудоустройства в другом государстве-члене. Что, как отмечалось на форуме ЕМС, повысит мобильность высококвалифицированных специалистов и будет способствовать развитию научной и образовательной кооперации в союзе.
Утверждена информация ЕЭК о ходе устранения барьеров на внутреннем рынке Союза. Отмечено, что темпы их устранения благодаря коллективному подходу к этой проблематике ускорены вдвое.
Между тем казахстанский премьер Алихан Смаилов высказал мнение, что устранение этих барьеров может быть еще быстрее с акцентом на обеспечение равноправного доступа продукции и услуг стран ЕАЭС на рынки друг друга.
В этой сфере пока сохраняются проблемы. Скажем, разнообразная казахстанская и киргизстанская продукция массового спроса почти не представлена торговыми сетями РФ в большинстве российских регионов, включая и Москву. Это, по имеющейся информации, вызывает нарекания со стороны бизнеса и профильных ведомств этих стран, и отнюдь не первый год. Не в последнюю очередь проблема обусловлена тем, что большинство торговых сетей РФ де-юре или де-факто принадлежат «западным» торговым компаниям, имеющим максимально отлаженные, притом давние связи вовсе не со странами бывшего СССР. Так что суть этой проблемы не только в наличии или отсутствии межгосударственных торговых ограничений.
Межправосовет одобрил планы по развитию транспортной инфраструктуры в странах ЕАЭС в направлениях «Восток - Запад» и «Север - Юг», в том числе в рамках сопряжения с китайской инициативой «Один пояс - один путь». Предусмотрено, в частности, уточнить целевые показатели работы данных коридоров и вопросы единой транзитно-тарифной политики на коридорных маршрутах.
Решено также с текущего года коллективно переходить на второй этап электронного документооборота в морских пунктах пропуска. Это минимум вдвое ускорит оформление внешнеторговых (между странами союза) и транзитных грузов в морских портах стран ЕАЭС.
ЕМС одобрил годовой (2022 г.) отчет «О состоянии конкуренции на трансграничных рынках» и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на этих рынках. В минувшем году ЕЭК рассмотрела 26 заявлений о нарушениях правил конкуренции, провела 12 антимонопольных расследований, 7 из которых были назначены по собственной инициативе Комиссии. Для защиты внутреннего рынка ЕАЭС и впредь будут вводиться антидемпинговые и смежные защитные пошлины на импорт. Что тем более актуально ввиду санкционного прессинга Запада на РФ и Белоруссию и с учетом попыток транснациональных компаний заполнить рынки стран ЕАЭС, особенно российский, товарами по заниженным ценам и сомнительного качества.
Читайте также: Промышленная кооперация – стратегический ответ на санкционный прессинг
Отметим, к примеру, и то, что Межправсоветом одобрен доклад о дальнейшем развитии интегрированной информационной системы ЕАЭС и цифровой повестки Союза. Основой цифровизации, согласно докладу, станет в ЕАЭС ко второй половине 2020-х интегрированная комплексная система, на базе которой будут реализовываться цифровые проекты в различных отраслях и информационных взаимосвязях стран Союза.
Принято также решение о едином операторе централизованной торговли электроэнергией на сутки вперед, в рамках общего рынка электроэнергии стран ЕАЭС. Это решение позволит с учетом запланированной с 2025 г. работы такого рынка предотвращать сбои в снабжении электроэнергии стран Союза, ускорить взаимные элекроперетоки и реализацию контрактов по экспорту электричества в другие страны.
Согласован не менее значимый документ – проект изменений в техрегламенте по безопасности пищевой продукции. Они вводят максимально допустимый уровень «остаточных количеств для 75 ветеринарных препаратов в переработанной и сырьевой пищевой продукции животного происхождения» (то есть по видам этой продукции) и определяют механизм контроля «остаточных количеств ветпрепаратов, непоименованных или незарегистрированных на территориях стран Союза». Эти корректировки нацелены на повышение уровня безопасности продуктов животноводства, в том числе молочных, для здоровья потребителей. Планируется утверждение данного проекта не позже июля с. г.
В свою очередь, решения, принятые на заседании Совета глав правительств стран СНГ, сопрягаются с принятыми в ходе параллельно состоявшегося ЕМС. Скажем, утверждена «Концепция развития промышленной кооперации государств СНГ на период до 2030 года». Документ нацелен на развитие межотраслевой кооперации в сферах товарного и технологического импортозамещения. Соответственно, на «увеличение объемов производства и экспорта конкурентоспособной, инновационной и наукоемкой продукции».
Подписано соглашение «О взаимодействии при обмене данными мониторинга радиационной обстановки». Как отмечено на заседании, соглашение позволяет коллективно, притом заблаговременно реагировать на изменения в динамике радиационной обстановки по всей территории Содружества.
Страны СНГ подписали также меморандум «О сотрудничестве в области противодействия мошенничеству («фроду») в сетях электросвязи». Документ предусматривает ужесточение административной и уголовной ответственности за такие преступления, обмен опытом по предупреждению и выявлению таких правонарушений. Рекомендована, согласно меморандуму, гармонизация национальных законодательств по безопасности в сетях электросвязи.
На том же заседании Совета глав правительств стран Содружества Даурен Абаев (Казахстан) утвержден на пост заместителя генерального секретаря СНГ; Сергей Зубков (Беларусь) - на должность замглавы Антитеррористического центра Содружества. Продлены полномочия замруководителя этого центра - Айбека Кутманова (Киргизстан).
Словом, кооперационные приоритеты стран ЕАЭС и СНГ всё активнее сближаются друг с другом.
Оригинал статьи размещен здесь