Что такое Мотоджимхана
Мотоджимхана - это своего рода «субкультура в спорте». Стремление довести технику владения мотоциклом до идеала – породило новый вид любительского мотоспорта, суровый, в меру зрелищный, а главное – бюджетный, доступный для всех.
Суть состязания – на скорость проехать короткую, но сложную асфальтовую трассу, буквально «напичканную» крутыми поворотами, разворотами, зигзагами, узкими «воротами» для проезда, кругами, «восьмерками», к которым в отдельных случаях добавляют «мост» и «трамплин», знакомые нам по экзаменам в автошколе.
При проезде нельзя сбивать метки, или касаться дорожных конусов, размечающих проезд, ставить ногу на асфальт, касаться его рукой, или отталкиваться. Начинать и заканчивать маршрут нужно в строго, до сантиметра, отведенном квадрате. Причем двигаться по маршруту не всегда приходится линейно – последовательность преодоления восьмерок, поворотов, разворотов – может быть цикличной или обратной. Сам маршрут бывает точечным (одна фигура), протяженным, или кольцевым. Соревнуются – везде: на пустых автостоянках, площадках автошкол, треках для картинга, или специально подготовленных мотодромах (в мотошколах).
Несмотря на ключевой параметр – скорость, участникам практически негде разогнаться и «выцарапывать» секунды приходится за счет следования идеальной траектории вхождения в поворот. Движение происходит, в основном, на 1–2 передаче, управление – предполагает частую «перекладку» байка с боку на бок, «укладывание» его на угол 45 градусов и острее.
История Мото Джимханы
Первое достоверное упоминание о чемпионате, близком по уровню к современной MotoGymkhana – итоги соревнования, проведенного японским мото-дилером Murayama Motors в Токио, прямо на автопарковке около собственного клуба по мототриалу, в 1964г. Основной целью мероприятия была, конечно, реклама для повышения спроса на байки, но идея была принята «на ура». Несколько дилеров из Токио и других городов – подключились к соревнованию, сделав конкурс ежегодным. Брендами-лидерами по популярности стали Ямаха и Кавасаки. Позже – подтянулась остальная пара Большой Четверки.
Успешно проводимые 25 лет подряд, соревнования так и не принесли ощутимой «волны продаж», поэтому спонсировались все хуже. Последним из организаторов оставался дилер PowerBrand Kawasaki, но и он не протянул долго. К концу 80-х о спорте практически забыли.
Возродить интерес и массовость мероприятий удалось в 1992 году, когда спортсмен и большой фанат Джимханы Минору Адачи организовал турнир под патронатом Данлоп (для рекламы резины бренда), на который съехались 75 участников. По итогам – интерес удалось поднять, правила – скорректировать и расширить. В 1995 году японцы организовали JAGE – Японскую Ассоциацию Джимханы, ставшую отправной точкой для «экспорта» спорта в другие страны.
В Великобритании, в 2010 году, с подачи Эндрю Фримана – английского мотоинструктора, ранее повышавшего квалификацию в США и Австралии, предпринимались попытки развернуть курсы вождения на базе «настоящей» японской Джимханы, но бренд – «не пошел» и сделать это удалось только через год, в соавторстве с Дунканом Мак Киллопом, имевшим в Англии лицензию на американскую «школу» контраварийного вождения мотобайка total control. В 2011 г, при поддержке ассоциации JAGE, на байк-фесте в городе Прескотт состоялся первый пробный чемпионат. С этого началась история Британской школы МотоДжимханы. Далее, усилиями тех же Фримана и Мак Киллопа, ассоциации MotoGymkhana стали открываться в Восточной Европе – Польше, Чехии, Словакии, затем – в Нидерландах (сейчас в уже более 15 стран).
В США, претендующих на авторство Мотоджимханы не меньше, чем Япония, фигурное вождение развивалось параллельно, но в более прикладном направлении. В отличие от восточных коллег, американские инструкторы AMGRASS Gymkhana Riders делали упор не на соревновательный аспект (время), а на прикладной (сложность), призывая участников не строить мотоциклы, идеально приспособленные для виражей, а ездить именно на том, на чем они ежедневно гоняют по городу и хайвэю. С целью повысить навыки мотоциклиста на дороге.
В СССР был свой «аналог» Moto Gymkhana – «Фигурное вождение мотоцикла». Оно почти стало отдельной спортивной дисциплиной (в конце 70-х – начале 80-х), однако, из-за малого распространения, движение постепенно было вытеснено более зрелищным мототриалом. Выполнение сложных фигур на время – осталось на уровне одиночных любительских тренировок, или элементов стантрайдинга. Полноценно возродить интерес к спорту удалось только в конце «нулевых».
На территории РФ соревнования по спортивному фигурному вождению мотоцикла проводятся по общему регламенту, установленному ФМД – Федерацией Мото Джимханы (России). Он был составлен еще в 2014 году, перед проведением первого всероссийского чемпионата. В новом виде, Межрегиональная Общественная Организация «Федерация МотоДжимханы», включающая представительства 11 городов России, была создана в 2017 году.
Польза от Мото Джимханы
Все, чему вы научитесь на треке, однозначно повысит вашу безопасность в потоке. Езда станет более увлекательной, сократится время реакции на внезапные препятствия, мотобайк – станет более предсказуемым. Вы сможете свободнее маневрировать, чувствовать габариты, не гадая, втиснетесь ли в просвет между впереди идущими, а точно зная – да, или нет.
«Ювелирное» управление мотобайком на уровне рефлексов – дает свободу выбора. Неумелому райдеру приходится либо, панически оттормаживаясь, таранить резко вырулившего перед ним «водятла», либо – «ложить» мотоцикл, рискуя обвесом и собственной «шкуркой», стираемой об асфальт. Опытный спортсмен – будет маневрировать используя тормоза дозированно. Контролируя мотоцикл, он удержит равновесие и объедет препятствие.
Что нужно чтобы заняться Мото Джимханой (новичкам)
Прелесть этого занятия в том, что если вы состоявшийся мотоциклист – почти все необходимое для занятий у вас уже имеется. Если вы «безлошадный» – тоже не беда. Мотоцикл и экип нетрудно арендовать, благо, мест в Москве где это можно сделать – много. Тренироваться и соревноваться с другими профи вы сможете на собственном мотоцикле, независимо от его класса. Главное – чтобы байк был исправен, и отвечал нескольким несложным требованиям. Группируют моты по кубатуре, типу, силуэту: круизер, спорт, дорожник (нейкед), супермото, скутер, пит, эндуро или кросс.
Подготовка мотоцикла
Из дополнительного оборудования – настоятельно рекомендуется оснастить мотоцикл защитными дугами, или крашпедами, потому, что байк, скорее всего, будет падать, и не раз. А также (по возможности) снять хрупкие пластиковые элементы обвеса, зеркала, поворотники, заменить рычаги на складные, установить «чеку безопасности» (если нет кнопки), на цепной привод – надеть защиту цепи (стандартную или акулий плавник).
Экипировка
Обязательный джентельменский набор – шлем, перчатки, мотоботы – дополняют, на ваш выбор: «моточерепаха», или куртка с защитными вставками II класса; мотоджинсы с наколенниками, или мотокомбинезон со слайдерами; полная кроссовая мотозащита и костюм (джерси с мотоштанами). Выбирайте то, в чем будет удобно, в чем привыкли катать, но комплект должен быть обязательно полным, а экипировка – сертифицированной.
Да, в процессе фигурного вождения не предполагается разгон до значительных скоростей, нет соперников, готовых въехать в беззащитный бок, но падения – будут. Мотоцикл, даже если это малокубатурник, весит более 100 кг. Он железный, твердый, местами – очень горячий. По «закону подлости» – любит приземляться сверху на водителя, поэтому, чтобы не прерывать занятия «отдыхом» в бинтах или гипсе – не ленитесь надевать полный экип. В любом случае, даже если тренироваться вы предпочтете в одних шортах – на трассу чемпионата вас не выпустят без полного комплекта хорошей сертифицированной экипировки, а также – доказательства того, что во рту нет жвачки, конфеты, сигареты, или другого постороннего предмета (которым можно подавиться).
Документы
В Москве – каждый участник, приезжающий на площадку для тренировки, или участия в чемпионате – обязан иметь при себе действительные водительские права «А» категории, и ПТС на свой мотоцикл. Это старое требование, внедренное с момента первых регулярных тренировок на открытых площадках, вызывавших подозрения у инспекторов ГИБДД. Они часто приезжали искать «нарушителей порядка», подкарауливая участников на выезде. «Проверяющие» со временем «отстали», а традиция – прижилась. Несовершеннолетние спортсмены, не имеющие ВУ – тоже допускаются к заездам, но только с письменного разрешения родителей (опекунов).
Прочее
Самостоятельные тренировки могут быть одиночные, но катать в компании – интереснее, азартнее, проще. Тем более, что на первое время вам понадобится помощник, который будет страховать, поддерживать вас морально и возвращать на место упавшие конусы. Еще вам просто необходимы будут тонны упорства и оптимизма, чтобы методично отрабатывать упражнения, добиваясь полного контроля над байком. Для тренировок нужны только ровная асфальтированная площадка, из оборудования – конусы и секундомер.
Изучить базовые фигуры, понять технику скоростного преодоления отдельных элементов, а также – просто улучшить свой навык вождения, можно на специализированных курсах, которые проводят мотошколы-партнеры Федерации МотоДжимханы. Методов руления, удержания равновесия, работы сцеплением, свешивания и контр-свешивания в повороте, улучшающих время заезда – много. Обучение с опытным инструктором – более эффективно и отнимет меньше времени.
Мото Джимхана в Москве – правила проведения
Для каждой трассы существует официально установленное время ее проезда. Перед заездом, спортсменам дается возможность разминки на простом коротком участке. Часто, для ознакомления, разрешается один или два проезда соревновательного маршрута. Затем – проходит два «разнесенных» по времени зачетных заезда по основной трассе. В зачет берется тайминг лучшего из результатов. По нему участнику присуждается уровень мастерства (класс).
Классы опытных спортсменов:
- А – время прохождения 105% и менее от официального (при наличии рейтинговых баллов).
- В – время прохождения составило 105% и менее от официального (без рейтинга).
- С1 – результат 105–110% от официального тайминга.
- С2 результат 110–115% от официального тайминга.
Классы для новичков:
- NO (мужской зачет) – время более 115%, либо новички на кастомизированых мотобайках.
- NN (мужской зачет) – результат более 115%, либо новички на серийных байках.
- NL (женский зачет) – результат более 115% времени.
Для райдеров, выступающих на мотоциклах объемом 750сс и выше, предусмотрен свой класс SB. За результат менее 107% от официального времени они получают рейтинговые баллы.
Участник, получивший на соревнованиях определенный класс – не теряет его. Класс можно только повысить.
Во время соревнований, на площадке и рядом – присутствует официальный состав, одетый в дорожные (светоотражающие) жилеты: организаторы, судьи, фото-видео операторы, техники, медики. Зрители – остаются по краям, строго за ограждением.
Основные требования к мотоциклу:
- Наличие ПТС и регистрации в ГИБДД.
- Наличие на руле (в доступном месте) кнопки остановки двигателя.
- Гладкие сферические края рычагов (сцепление, тормоз).
- Отсутствие острых торчащих декоративных деталей.
- Шины – обычная дорожная резина (не шипованная, не слик).
- Рабочий стоп-сигнал, исправные тормоза.
Для разметки пути и указания направления движения используют пластиковые дорожные конусы (пилоны) высотой до 45 см, разного цвета. Райдер не только «читает» трассу на ходу, но и получает предварительно распечатку схемы маршрута для изучения, а также – может пройти его «ногами» один или два раза (зависит от категории соревнования). Основные обозначения (цвет и количество пилонов) – одинаковы для всех российских чемпионатов.
Элементы обозначения:
ЭлементЗначениеКрасный конусПоворот направоСиний конусПоворот налевоКрасный с желтой полосойПоворот направо больше чем на 270оСиний с желтой полосойПоворот налево больше чем на 270оДва желтых конусаВорота для проезда между нимиДва желтых с белой линиейМесто для касания переднего колесаЖелтый с черной полосой, полосатые столбики, или киперная лентаВнешние ограничители трассы
Участнику во время соревнований запрещается:
- Мешать другим участникам, или судьям.
- Выезжать из своего стояночного бокса без приглашения судьи.
- Заходить пешком (заводить посторонних, в том числе – фотографов) на трассу, если там находится другой участник.
Судьи, следящие за чистотой прохождения, для обозначения штрафных баллов пользуются поднятыми вверх флажками красного и желтого цвета. Штрафные баллы (пенальти) – начисляются в виде дополнительных секунд к общему финишному времени.
Цвет флага
Штрафное время
Нарушение
Красный флаг
3 дополнительных секунды
Наезд на линию ограничения
Выезд за пределы трассы
Касание ногой для разворота
Выезд за пределы финишного бокса
Не остановиться в финишном боксе
Желтый флаг
1 дополнительная секунда
Касание ограждения или элемента маркировки
Касание ногой (чтобы не упасть) – каждое засчитывается отдельно
Фальстарт
Х Оба флага вместе
Без временного пенальти
Проезд мимо препятствия (конуса)
Несоблюдение маршрута
Правила, форма, сложность маршрута, количество заездов – на региональных соревнованиях могут отличаться от принятых Федерацией.
Адреса Мото Джимханы в Москве
Мотоджимхана в Москве курируется обществом единомышленников, стремящихся вывести фигурное вождение в отдельную спортивную дисциплину, и приобщить как можно больше мотоциклистов к идее повышения своих водительских навыков. Moto Gymkhana – это некоммерческая организация, проводящая соревнования и регулярные тренировки для всех желающих. Параллельно – в столице существуют несколько клубов (например, Gymkhana Moscow), ведущих собственные тренировки, а также – индивидуалисты, катающие в одиночку.
Посещать чемпионаты и тренироваться на открытых площадках проще по предварительной записи. Расписание проводимых мероприятий размещено на одноименном сайте Федерации МотоДжимханы. Адреса площадок часто меняются.
Чемпионаты Moto Gymkhana
Самые престижные соревнования – международный Чемпионат Европы, заложенный в 2018 году. Остальные чемпионаты проводятся по региональному, национальному или локальному типу:
- M Gymkhana Cup (США).
- UK National Competition (Великобритания).
- MotoGymkhana CZ (Чехия).
- Кубок Федерации МотоДжимханы (Россия).
Отечественный Кубок Федерации – проходит этапами, каждый год, по месяцам, во всех городах-представителях. Узнать регламент, место и время – можно на официальном сайте.