Найти тему
Мотоэкипировка Hyperlook

МОТОДЖИМХАНА - ЧТО ЭТО ТАКОЕ ?

Что такое Мотоджимхана

Мотоджимхана - это своего рода «субкультура в спорте». Стремление довести технику владения мотоциклом до идеала – породило новый вид любительского мотоспорта, суровый, в меру зрелищный, а главное – бюджетный, доступный для всех.

Суть состязания – на скорость проехать короткую, но сложную асфальтовую трассу, буквально «напичканную» крутыми поворотами, разворотами, зигзагами, узкими «воротами» для проезда, кругами, «восьмерками», к которым в отдельных случаях добавляют «мост» и «трамплин», знакомые нам по экзаменам в автошколе.

При проезде нельзя сбивать метки, или касаться дорожных конусов, размечающих проезд, ставить ногу на асфальт, касаться его рукой, или отталкиваться. Начинать и заканчивать маршрут нужно в строго, до сантиметра, отведенном квадрате. Причем двигаться по маршруту не всегда приходится линейно – последовательность преодоления восьмерок, поворотов, разворотов – может быть цикличной или обратной. Сам маршрут бывает точечным (одна фигура), протяженным, или кольцевым. Соревнуются – везде: на пустых автостоянках, площадках автошкол, треках для картинга, или специально подготовленных мотодромах (в мотошколах).

Несмотря на ключевой параметр – скорость, участникам практически негде разогнаться и «выцарапывать» секунды приходится за счет следования идеальной траектории вхождения в поворот. Движение происходит, в основном, на 1–2 передаче, управление – предполагает частую «перекладку» байка с боку на бок, «укладывание» его на угол 45 градусов и острее.

История Мото Джимханы

-2

Первое достоверное упоминание о чемпионате, близком по уровню к современной MotoGymkhana – итоги соревнования, проведенного японским мото-дилером Murayama Motors в Токио, прямо на автопарковке около собственного клуба по мототриалу, в 1964г. Основной целью мероприятия была, конечно, реклама для повышения спроса на байки, но идея была принята «на ура». Несколько дилеров из Токио и других городов – подключились к соревнованию, сделав конкурс ежегодным. Брендами-лидерами по популярности стали Ямаха и Кавасаки. Позже – подтянулась остальная пара Большой Четверки.

Успешно проводимые 25 лет подряд, соревнования так и не принесли ощутимой «волны продаж», поэтому спонсировались все хуже. Последним из организаторов оставался дилер PowerBrand Kawasaki, но и он не протянул долго. К концу 80-х о спорте практически забыли.

Возродить интерес и массовость мероприятий удалось в 1992 году, когда спортсмен и большой фанат Джимханы Минору Адачи организовал турнир под патронатом Данлоп (для рекламы резины бренда), на который съехались 75 участников. По итогам – интерес удалось поднять, правила – скорректировать и расширить. В 1995 году японцы организовали JAGE – Японскую Ассоциацию Джимханы, ставшую отправной точкой для «экспорта» спорта в другие страны.

В Великобритании, в 2010 году, с подачи Эндрю Фримана – английского мотоинструктора, ранее повышавшего квалификацию в США и Австралии, предпринимались попытки развернуть курсы вождения на базе «настоящей» японской Джимханы, но бренд – «не пошел» и сделать это удалось только через год, в соавторстве с Дунканом Мак Киллопом, имевшим в Англии лицензию на американскую «школу» контраварийного вождения мотобайка total control. В 2011 г, при поддержке ассоциации JAGE, на байк-фесте в городе Прескотт состоялся первый пробный чемпионат. С этого началась история Британской школы МотоДжимханы. Далее, усилиями тех же Фримана и Мак Киллопа, ассоциации MotoGymkhana стали открываться в Восточной Европе – Польше, Чехии, Словакии, затем – в Нидерландах (сейчас в уже более 15 стран).

В США, претендующих на авторство Мотоджимханы не меньше, чем Япония, фигурное вождение развивалось параллельно, но в более прикладном направлении. В отличие от восточных коллег, американские инструкторы AMGRASS Gymkhana Riders делали упор не на соревновательный аспект (время), а на прикладной (сложность), призывая участников не строить мотоциклы, идеально приспособленные для виражей, а ездить именно на том, на чем они ежедневно гоняют по городу и хайвэю. С целью повысить навыки мотоциклиста на дороге.

В СССР был свой «аналог» Moto Gymkhana – «Фигурное вождение мотоцикла». Оно почти стало отдельной спортивной дисциплиной (в конце 70-х – начале 80-х), однако, из-за малого распространения, движение постепенно было вытеснено более зрелищным мототриалом. Выполнение сложных фигур на время – осталось на уровне одиночных любительских тренировок, или элементов стантрайдинга. Полноценно возродить интерес к спорту удалось только в конце «нулевых».

На территории РФ соревнования по спортивному фигурному вождению мотоцикла проводятся по общему регламенту, установленному ФМД – Федерацией Мото Джимханы (России). Он был составлен еще в 2014 году, перед проведением первого всероссийского чемпионата. В новом виде, Межрегиональная Общественная Организация «Федерация МотоДжимханы», включающая представительства 11 городов России, была создана в 2017 году.

Польза от Мото Джимханы

Все, чему вы научитесь на треке, однозначно повысит вашу безопасность в потоке. Езда станет более увлекательной, сократится время реакции на внезапные препятствия, мотобайк – станет более предсказуемым. Вы сможете свободнее маневрировать, чувствовать габариты, не гадая, втиснетесь ли в просвет между впереди идущими, а точно зная – да, или нет.

«Ювелирное» управление мотобайком на уровне рефлексов – дает свободу выбора. Неумелому райдеру приходится либо, панически оттормаживаясь, таранить резко вырулившего перед ним «водятла», либо – «ложить» мотоцикл, рискуя обвесом и собственной «шкуркой», стираемой об асфальт. Опытный спортсмен – будет маневрировать используя тормоза дозированно. Контролируя мотоцикл, он удержит равновесие и объедет препятствие.

Что нужно чтобы заняться Мото Джимханой (новичкам)

Прелесть этого занятия в том, что если вы состоявшийся мотоциклист – почти все необходимое для занятий у вас уже имеется. Если вы «безлошадный» – тоже не беда. Мотоцикл и экип нетрудно арендовать, благо, мест в Москве где это можно сделать – много. Тренироваться и соревноваться с другими профи вы сможете на собственном мотоцикле, независимо от его класса. Главное – чтобы байк был исправен, и отвечал нескольким несложным требованиям. Группируют моты по кубатуре, типу, силуэту: круизер, спорт, дорожник (нейкед), супермото, скутер, пит, эндуро или кросс.

Подготовка мотоцикла

-3

Из дополнительного оборудования – настоятельно рекомендуется оснастить мотоцикл защитными дугами, или крашпедами, потому, что байк, скорее всего, будет падать, и не раз. А также (по возможности) снять хрупкие пластиковые элементы обвеса, зеркала, поворотники, заменить рычаги на складные, установить «чеку безопасности» (если нет кнопки), на цепной привод – надеть защиту цепи (стандартную или акулий плавник).

Экипировка

Обязательный джентельменский набор – шлем, перчатки, мотоботы – дополняют, на ваш выбор: «моточерепаха», или куртка с защитными вставками II класса; мотоджинсы с наколенниками, или мотокомбинезон со слайдерами; полная кроссовая мотозащита и костюм (джерси с мотоштанами). Выбирайте то, в чем будет удобно, в чем привыкли катать, но комплект должен быть обязательно полным, а экипировка – сертифицированной.

Да, в процессе фигурного вождения не предполагается разгон до значительных скоростей, нет соперников, готовых въехать в беззащитный бок, но падения – будут. Мотоцикл, даже если это малокубатурник, весит более 100 кг. Он железный, твердый, местами – очень горячий. По «закону подлости» – любит приземляться сверху на водителя, поэтому, чтобы не прерывать занятия «отдыхом» в бинтах или гипсе – не ленитесь надевать полный экип. В любом случае, даже если тренироваться вы предпочтете в одних шортах – на трассу чемпионата вас не выпустят без полного комплекта хорошей сертифицированной экипировки, а также – доказательства того, что во рту нет жвачки, конфеты, сигареты, или другого постороннего предмета (которым можно подавиться).

Документы

В Москве – каждый участник, приезжающий на площадку для тренировки, или участия в чемпионате – обязан иметь при себе действительные водительские права «А» категории, и ПТС на свой мотоцикл. Это старое требование, внедренное с момента первых регулярных тренировок на открытых площадках, вызывавших подозрения у инспекторов ГИБДД. Они часто приезжали искать «нарушителей порядка», подкарауливая участников на выезде. «Проверяющие» со временем «отстали», а традиция – прижилась. Несовершеннолетние спортсмены, не имеющие ВУ – тоже допускаются к заездам, но только с письменного разрешения родителей (опекунов).

Прочее

Самостоятельные тренировки могут быть одиночные, но катать в компании – интереснее, азартнее, проще. Тем более, что на первое время вам понадобится помощник, который будет страховать, поддерживать вас морально и возвращать на место упавшие конусы. Еще вам просто необходимы будут тонны упорства и оптимизма, чтобы методично отрабатывать упражнения, добиваясь полного контроля над байком. Для тренировок нужны только ровная асфальтированная площадка, из оборудования – конусы и секундомер.

Изучить базовые фигуры, понять технику скоростного преодоления отдельных элементов, а также – просто улучшить свой навык вождения, можно на специализированных курсах, которые проводят мотошколы-партнеры Федерации МотоДжимханы. Методов руления, удержания равновесия, работы сцеплением, свешивания и контр-свешивания в повороте, улучшающих время заезда – много. Обучение с опытным инструктором – более эффективно и отнимет меньше времени.

Мото Джимхана в Москве – правила проведения

-4

Для каждой трассы существует официально установленное время ее проезда. Перед заездом, спортсменам дается возможность разминки на простом коротком участке. Часто, для ознакомления, разрешается один или два проезда соревновательного маршрута. Затем – проходит два «разнесенных» по времени зачетных заезда по основной трассе. В зачет берется тайминг лучшего из результатов. По нему участнику присуждается уровень мастерства (класс).

Классы опытных спортсменов:

  • А – время прохождения 105% и менее от официального (при наличии рейтинговых баллов).
  • В – время прохождения составило 105% и менее от официального (без рейтинга).
  • С1 – результат 105–110% от официального тайминга.
  • С2 результат 110–115% от официального тайминга.

Классы для новичков:

  • NO (мужской зачет) – время более 115%, либо новички на кастомизированых мотобайках.
  • NN (мужской зачет) – результат более 115%, либо новички на серийных байках.
  • NL (женский зачет) – результат более 115% времени.

Для райдеров, выступающих на мотоциклах объемом 750сс и выше, предусмотрен свой класс SB. За результат менее 107% от официального времени они получают рейтинговые баллы.

Участник, получивший на соревнованиях определенный класс – не теряет его. Класс можно только повысить.

Во время соревнований, на площадке и рядом – присутствует официальный состав, одетый в дорожные (светоотражающие) жилеты: организаторы, судьи, фото-видео операторы, техники, медики. Зрители – остаются по краям, строго за ограждением.

Основные требования к мотоциклу:

  • Наличие ПТС и регистрации в ГИБДД.
  • Наличие на руле (в доступном месте) кнопки остановки двигателя.
  • Гладкие сферические края рычагов (сцепление, тормоз).
  • Отсутствие острых торчащих декоративных деталей.
  • Шины – обычная дорожная резина (не шипованная, не слик).
  • Рабочий стоп-сигнал, исправные тормоза.

Для разметки пути и указания направления движения используют пластиковые дорожные конусы (пилоны) высотой до 45 см, разного цвета. Райдер не только «читает» трассу на ходу, но и получает предварительно распечатку схемы маршрута для изучения, а также – может пройти его «ногами» один или два раза (зависит от категории соревнования). Основные обозначения (цвет и количество пилонов) – одинаковы для всех российских чемпионатов.

Элементы обозначения:

ЭлементЗначениеКрасный конусПоворот направоСиний конусПоворот налевоКрасный с желтой полосойПоворот направо больше чем на 270оСиний с желтой полосойПоворот налево больше чем на 270оДва желтых конусаВорота для проезда между нимиДва желтых с белой линиейМесто для касания переднего колесаЖелтый с черной полосой, полосатые столбики, или киперная лентаВнешние ограничители трассы

Участнику во время соревнований запрещается:

  • Мешать другим участникам, или судьям.
  • Выезжать из своего стояночного бокса без приглашения судьи.
  • Заходить пешком (заводить посторонних, в том числе – фотографов) на трассу, если там находится другой участник.

Судьи, следящие за чистотой прохождения, для обозначения штрафных баллов пользуются поднятыми вверх флажками красного и желтого цвета. Штрафные баллы (пенальти) – начисляются в виде дополнительных секунд к общему финишному времени.

Цвет флага

Штрафное время

Нарушение

Красный флаг

3 дополнительных секунды

Наезд на линию ограничения

Выезд за пределы трассы

Касание ногой для разворота

Выезд за пределы финишного бокса

Не остановиться в финишном боксе

Желтый флаг

1 дополнительная секунда

Касание ограждения или элемента маркировки

Касание ногой (чтобы не упасть) – каждое засчитывается отдельно

Фальстарт

Х Оба флага вместе

Без временного пенальти

Проезд мимо препятствия (конуса)

Несоблюдение маршрута

Правила, форма, сложность маршрута, количество заездов – на региональных соревнованиях могут отличаться от принятых Федерацией.

Адреса Мото Джимханы в Москве

Мотоджимхана в Москве курируется обществом единомышленников, стремящихся вывести фигурное вождение в отдельную спортивную дисциплину, и приобщить как можно больше мотоциклистов к идее повышения своих водительских навыков. Moto Gymkhana – это некоммерческая организация, проводящая соревнования и регулярные тренировки для всех желающих. Параллельно – в столице существуют несколько клубов (например, Gymkhana Moscow), ведущих собственные тренировки, а также – индивидуалисты, катающие в одиночку.

Посещать чемпионаты и тренироваться на открытых площадках проще по предварительной записи. Расписание проводимых мероприятий размещено на одноименном сайте Федерации МотоДжимханы. Адреса площадок часто меняются.

Чемпионаты Moto Gymkhana

-5

Самые престижные соревнования – международный Чемпионат Европы, заложенный в 2018 году. Остальные чемпионаты проводятся по региональному, национальному или локальному типу:

  • M Gymkhana Cup (США).
  • UK National Competition (Великобритания).
  • MotoGymkhana CZ (Чехия).
  • Кубок Федерации МотоДжимханы (Россия).

Отечественный Кубок Федерации – проходит этапами, каждый год, по месяцам, во всех городах-представителях. Узнать регламент, место и время – можно на официальном сайте.