Найти тему
режиссерские кексы

Зачем тратить миллионы на короткометражку и при чем здесь продюсер

Когда в разговоре с людьми, не понимающими, как устроено кино, рассказываешь что для съемок короткометражного фильма вы собираетесь построить домик-декорацию в лесу, потратить больше миллиона рублей на художку и костюмы, а потом еще столько же на свет и операторскую технику, приправив все это пиротехническим дымом и съемками на автоплатформе, они смотрят на тебя, как на сумасшедшего.

И еще недавно я смотрел бы на себя точно также, понимая, что стоимость одной декорации в этом проекте превышает бюджет моего собственного фильма. В этот момент в голове начинают возникать вопросы. А точно ли нам нужна такая декорация? Сильно ли она сыграет на историю и атмосферу фильма? Сколько мы сэкономим на логистике, построив ее ближе к Москве? Какие разрешения нам придется для этого получить? И так далее. Отвечая на них вместе с режиссером, художником и оператором, мы приходим к пониманию, что строить домик в лесу все-таки не стоит. Потому что:

а)эти деньги можно потратить на что-то более значимое

б)у нас есть вменяемая альтернатива.

И второй пункт здесь ключевой. У нас был выбор. А когда ты снимаешь кино без денег и на одном энтузиазме, выбора нет. Ты вынужден брать то, что найдешь. Локацию, с которой получится договориться, реквизит и костюмы, которыми поделятся друзья, камеру, которая есть у оператора и свет, который притащат его знакомые. Ну а о таком слове, как декорации, лучше вообще не думать и снимать в "естественных" условиях, априори отказываясь от фэнтезийно-сказочных жанров. Ведь нет ничего хуже, чем крутая идея в дырявой обертке.

Та самая избушка в лесу
Та самая избушка в лесу

Отдельная история с гонорарами. Даже небольшое вознаграждение сильно меняет отношение к проекту и создает совсем другой уровень ответственности. А часто именно этот фактор спасает от ситуаций, когда за неделю до съемок оператор, или кто-то из актеров просят перенести смены, потому что им предложили хорошую оплату в другом месте. Некоторые спецы бесплатно не работают в принципе, и их можно понять.

Хотя собрать команду на чистом энтузиазме и увлечь людей до такой степени, чтобы твоей идеей они прониклись как своей собственной, наверное особый навык. Думаю, он просто необходим каждому режиссеру. Мне же повезло нарабатывать его годами, собирая команды в онлайн-играх. Сейчас этот опыт очень помогает.

Читаем КПП, готовясь к съемкам
Читаем КПП, готовясь к съемкам

Но когда у тебя есть деньги - работается намного проще и быстрее. А еще предсказуемее. В идеальном же проекте команда готова пахать за место в титрах, но получает за это деньги.

И вот, когда все эти детали, от дыма в лесу, хорошей камеры, подогнанных костюмов и чистого звука, до увлеченных профессионалов, собираются вместе, "студенческое" кино кирпичик за кирпичиком поднимается до уровня, когда ты перестаешь обращать внимание на косяки и недоделки в кадре, а с головой погружаешься в мир истории. Для этого и нужны миллионы. Чтобы в твой мир поверили.

Иногда продюсеру нужно быть готовым побыть и манекеном для примерки костюмов
Иногда продюсеру нужно быть готовым побыть и манекеном для примерки костюмов

В "оцифровке", поиске и воплощении в жизнь всех этих компромиссов на мой взгляд и заключается работа настоящего продюсера. Бесконечное балансирование между "хорошо", "сложно" и "дорого", цель которого в партнерстве с режиссером и всей командой довести фильм до премьеры таким, чтобы его хотелось смотреть.