Клиент периодически приезжает в центральный офис компании выбирать товар и каждый раз всем своим видом показывает, что все происходит не так быстро, как ему хотелось бы. Но при этом заказывать все, что ему нужно, на оптовом сайте он тоже не хочет – любит потрогать товар, посмотреть на него «живьем». На мой взгляд, клиенту было бы удобнее предварительно осматривать украшения на сайте компании, это сэкономило бы его время и мои нервы. Но я не знаю, как сказать ему об этом, не хочется его обидеть и потерять.
Ольга, 25 лет
Ольга, вы подробно, понятно описываете ситуацию, кажется, что как переговорщик вы больше обращаете внимание на «содержание», а не на общую картину общения. Люди – не функции, как бы они ни играли эту роль и ни считали, что быть функциями проще. Вы можете, приводя пример «от третьего лица», рассказать забавную историю: «Один клиент, умный, красивый и очень успешный, придумал способ вначале смотреть на сайте, потом трогать живьем предметы, а уже потом советоваться со мной…» И это лишь один пример «обходного совета», или выражение пожелания – «как лучше для всех».
Вы также можете спросить (конечно, с доброжелательной улыбкой и приближением), как еще вы могли бы помочь. Что он предпочитает? Смотреть предварительно по сайту? Обсуждать? Пить слабительное перед общением? Может быть, получать от вас специальное письмо? Дубасить своих детей, когда приходит плохое настроение? Выбор более развернутых фрагментов разговора всегда за вами, но хорошо бы отступить от «слишком узкого набора». Тем более, что вам это понравится после простых проб.
Каждое повышение в моей довольно успешной карьере привносит дискомфорт. Мне неловко, что в моем подчинении сотрудники, которые старше меня. Пытаясь выглядеть старше, я отпустил бороду, изменил стиль одежды и ношу костюм, хотя в компании нет строгого дресс-кода. Скоро я возглавлю департамент, количество подчиненных у меня вновь вырастет. Я уже испытываю дискомфорт и думаю не столько о том, как выстроить общение с новыми сотрудниками, сколько о том, как самому выглядеть солиднее и старше.
Денис, 29 лет
Денис, у вас богатый внутренний мир, хорошее воображение, вы с уважением относитесь к старшим (что редкость и достоинство), вы склонны «выглядеть» и тем самым подтверждать «зрелость». Как вы понимаете, ваших вопросов не было у Александра Македонского и Наполеона, они охотно командовали генералами много старше себя и все при этом чувствовали себя отменно.
Попробуйте дома, пересаживаясь со стула на стул, провести фрагменты переговоров (просьб, указаний) с теми, с кем предстоит работать, услышьте их ответы, попробуйте, стоя позади стула, вообразить и произнести их скрытые реплики в отношении вас. Лучше их озвучить, чтобы не представлять нечто «зловещее» или обидное. Но есть и одна плохая новость: время течет, и, когда вы возглавите нечто куда большее, чем сегодняшний департамент, вы уже будете старше. Так что приготовьтесь выглядеть моложе и начните пользоваться преимуществами молодости – бодростью, подтянутостью, четкостью – уже сегодня.
Добрый день, я пришла на стоящую позицию в престижную компанию. Здесь очень жесткий темп работы, приходить в офис нужно без опоздания – сразу штрафуют, а также существует практика: на место, где работает один человек, отдел персонала может искать другого человека. Я не понимаю, что значит такая практика. Может, стоит, не дожидаясь «перитонита», искать новую работу?
Диана, 32 года
Диана, вам стоит определиться, вы «настоящий спортсмен», сверхчеловек или просто квалифицированный и активный сотрудник. Организации, с их корпоративным укладом, похожи на характеры людей (по секрету – организации и состоят из людей, у всех есть характер, но те, кто выдумали именно эту организацию, считают, что их характер – главнее). И вот вы попали на удочку, нашли спортивную работу и сейчас сомневаетесь: вы «не дотягиваете» или они «слегка сошли с ума».
По «почерку» вашего вопроса создается впечатление, что вам не нравится, но вы справитесь и вопрос ваш в том, «стоит ли игра свеч». Попробуйте по второстепенным поводам провести переговоры с непосредственным начальником, с окружающими вас людьми, с тем, кто находится на две ступеньки выше. И вы быстрее сориентируетесь в том, насколько ваши скрытые и явные чувства будут расходным материалом, игрушкой для других. И тогда вам станет ясно, хотите ли вы закалиться как сталь, участвовать в этом соревновании «на выбывание», насколько вы ориентированы на стиль «комфорт», а насколько вас это нервирует. В любом случае вы хорошо описываете новый опыт, он явно вам пригодится.
Нередко разговорчивость клиента отвлекает и мешает работать. У меня был случай, когда клиент видел, что пересчитывается товар, и, будто специально, начинал отвлекать меня. Как тактично просить таких гиперразговорчивых клиентов помолчать?
Вера, 27 лет
Вера, вы правы, есть много людей куда менее тактичных, чем вы, и еще менее собранных и уважающих рабочее время. Когда человек разговаривает, он часто хочет внимания, в этой его потребности (в «недокормленности» этим) легко утонуть. Видимо, вам стоит проявить интерес, улыбнуться, сделать жест навстречу, причем очевидный, а потом попросить (мягко, но четко) дать вам возможность сделать вашу работу и чуть передохнуть с речью. Если вы ему еще раз улыбнетесь (не пожалев несколько секунд своего времени и обаяния) то эффект может превзойти ваши ожидания. И это всего лишь простой пример переговоров, вести которые «легко и жестко» вам может пригодиться и во многом другом.
ЛЕОНИД КРОЛЬ Леонид Кроль, создатель проекта «Мастерская коучинга», профессор магистерской программы «Психоаналитический коучинг и консультирование» в Higher Scool of Economics и автор блога Incantico
Источник: https://www.psyh.ru/slabitelnoe-dlya-obshheniya/
© Наша Психология