Под моей прошлой статьёй «Когда подросток недоволен собой» с примером разговора с сыном вы писали, что хотите ещё подобные примеры диалогов из роли родителя-коуча. Решила иногда с вами делиться не самыми интимными беседами.
У сына обнаружилась проблема к концу года в новой школе. Проблема серьёзная. Настолько серьезная, что была доведена до родителей.
Поясняю. Как известно, в IB-системе до родителей доводят только крайние ситуации. В системе очень сильный акцент на развитии метапредметных навыков, умении учиться и самостоятельности. Если есть сложности, ученик должен решать их сам с учителями, не вмешивая родителей, в процессе развития навыка самостоятельности ему дают столкнуться с последствиями, но никак не подключают семью, чтобы родители сделали за него. В данном случае, пока меня не просят вмешаться. Просто информируют, что ребёнок не сдал работу на оценку по критерию Creating the Solution по предмету Design. В реалиях российской школы этот предмет называется Компьютерный дизайн. Что касается критериев, напомню, в IB-системе у каждого предмета есть 4 критерия оценки. Критерий Creating the Solution переводится дословно как Создание решения. Применительно к Компьютерному дизайну это Разработка. В IB-системе нет текущих отметок, только итоговые. Есть формирующая оценка (это регулярная обратная связь без отметок) и итоговая оценка (это также словесная обратная связь устно и в формате отчёта плюс отметка). Для получения итоговой оценки сдаются проекты. Вот в данном случае, по Компьютерному дизайну проектом по критерию Разработка было создание своего сайта. Детей учили делать сайты, и для демонстрации знаний и получения итоговой оценки нужно было сделать свой сайт.
Наш сын сайт не предоставил и получил два. Более того, судя по письму учителя, попросил продлить ему срок сдачи. И вот учитель за сутки нежно напоминает, что если работа не будет сдана в оговорённый срок, то «двойка» уйдёт в итоговый отчёт за весь год. Причём это двойка по 8-балльной шкале! То есть, это прямо совсем плохо.
Хотя школа об этом не просила, я не смогла это так оставить. Честно скажу, сначала включила мать-мегеру. Ругалась. «Ты хоть понимаешь, что из-за этого можешь не перейти в следующий класс? Мы не готовы повторно платить за год. Пойдёшь в обычную дворовую школу!». И так далее и тому подобное. Не буду этот диалог тут приводить. Думаю, такой вы и сами воспроизведёте легко. Лучше приведу следующий, который состоялся через пару часов, когда я отдышалась, глотнула коньяка, запила валерьянкой, сказала себе: «Мать, засунь свои ожидания и амбиции подальше и сделай родителя-коуча!»
- Как так получилось?
- Не знаю.
И это нормальный ответ. Ведь мой вопрос был дурацким. Это точно не сильный вопрос. Поэтому возвращаюсь на шаг назад, стимулирую его всё-таки подумать:
- Ну «не знаю» — это же не ответ. Причины есть. Что-то из тех, что я сейчас назову, подходит? Ленился, забыл, не захотел, не понял?
- Ничего не подходит.
- Тогда твой вариант.
- Мне было стыдно.
- Поясни. Всю логику своих размышлений поясни.
- Ну мне не нравится этот Design. Прямо совсем. Когда нам рассказывают что-то, нравится. А вот это вот делать самому сайты — это не моё.
- Так. И где тут стыд?
- Ну я не разобрался, как его делать. Не понял.
- А к учителю подошёл? Или к друзьям? Или к нам с папой. Как ты решал проблему того, что не понял?
- Нет. Я решил, что потом когда-то разберусь. Потом были какие-то другие важные дела. Потом прошло слишком много времени. И мне было уже стыдно говорить учителю. А за это время они уже далеко ушли и разбираться нужно было в гораздо большем.
- И? Всё равно не понимаю. Тебе стыдно признать, что ты чего-то не понял. - А когда вот так нарастает пропасть того, что ты не понял, и вот уже двойка, это не стыдно? Оно же само не рассосётся. И сайт сам себя не сделает.
Молчит.
Я увидела сразу несколько проблем, которые, как родитель, обязана решить со своим ребёнком:
1. Ещё раз поговорить с ним про нормализацию ошибок. Хотя уже миллион раз говорили. Но надо ещё. Сиыд и страх ошибки так сильно вшит в обществе, что это
2. Показать, как всё это выглядит в глазах учителя. Меня очень расстроило, что он не только не сделал, но и не собирался никак отвечать на сообщение. Он ведь тоже получил такое же письмо от учителя, как мы. И ему было стыдно отвечать.
3. Рассказать про то, как учится мозг. Тоже не впервые. Но повторенье — мать ученья.
Дальше был такой разговор:
— Ярослав, не стыдно что-то не понять. Или понять не так. Это нормально. Гораздо стыднее скрывать, что что-то не понял, мне кажется. У тебя прекрасная школа. Отличные учителя. Не орут, не обесценивает. Если бы у меня в моё время такие были... К ним подходить приятно.
— Мне всё равно стыдно сказать, что я чего-то не понял. Это как признаться в своей слабости.
— Но не знать или не понять — это не слабость. Ошибка — это не слабость. Наоборот, это возможность учиться. С помощью ошибок (а недопонимание или незнание — это тоже виды ошибок) мозг сообщает нам, чему учиться. Это как индикатор. Вот если у меня в машине что-то барахлит, бортовой компьютер показывает это и рекомендует ехать на ТО. Также ошибки. Это индикатор, с помощью которого мозг нам говорит, в какой области нужно ТО. Мы же с тобой всё это обсуждали сто раз, когда говорили про мышление роста.
— Ок. Понял. А применимость какая? Зачем мне знать, как делать сайт? Я сейчас не собираюсь делать сайты. Когда надо будет делать, тогда и освою.
— С одной стороны, ты прав. С другой, это теперь один из базовых навыков. Сейчас каждому второму нужен сайт. Я вот свой сайт заказывала за деньги. Потому что я не умею делать. Меня в школе не учили. Тогда никого не учили. А теперь у меня вечно нет времени это изучить. А потребность есть. Постоянно нужен лендинг то для одного проекта, то для другого. И даже если я заказываю кому-то, я не умею с ним это обсудить на его языке. Поэтому думаю, что всё-таки найду время и научусь. А тебя уже учат. Пользуйся! Кем ты бы ты ни был дальше, нужно уметь делать презентацию себя. Ты вот то петь хочешь, то в актёры податься, то в переводчики, во всех этих профессиях нужен сайт-визитка.
— Но проблема ещё в том, что нас ведь учат в школе одному языку программирования. А если мне будет нужен другой?
— Ну и что. Это как с языками. Вот ты учишь сейчас третий иностранный и сам признаёшься, что с каждым следующим тебе легче. Хотя это кардинально разные языки: английский, китайский и арабский. Знаешь, почему легче? Потому что несмотря на разность языков, в целом в мозгу происходят одни и те же процессы, активизируются одни и те же участки и формируются нейронные связи. Твоему мозгу этот путь уже знаком. Это как проходить тропы в джунглях разных стран. Сами джунгли будут разными, но в целом многое будет похожим. Ты будешь знать, что предусмотреть, к чему готовиться. Это новые, но знакомые тропы для мозга. Также с языками программирования. Это для мозга типичная деятельность.
— Всё понятно, конечно. Когда ты рассказываешь, всё звучит прикольно и интересно. А в реальности ведь есть задачи, которые скучны до невозможности. Как себя заставить их делать?
— А для этого надо хакнуть мозг.
— Это как?
— Это знать, как мозг работает. Вот, например, про скучный материал или скучные задачи. На сегодня учёным известно вот что. Когда тебе надо приступать к скучной или сложной задаче, которая тебя «не торкает», в мозгу активизируются те же зоны, что при боли. Нам буквально словно физически больно заниматься тем, чем не хочется. Однако эта боль проходит буквально через пару минут после того, как ты всё же приступил. И вот ещё что известно учёным. Исследования показали, что когда нам не хочется чем-то заниматься, мы прокрастинируем и отвлекаемся. Кофе попить, соц сети поскролить, потупить. И активизируются зоны удовольствия. Однако ненадолго. Позже включается стыд. А это опять боль. При этом если человек всё же пересилит себя, займётся чем-то нужным, но неинтересным, боль, как я уже сказала, уходит быстро, а вот долгосрочное удовольствие в виде самоуважения, самооценки, наоборот, увеличивается.
— И?
— И вот если это всё про свой мозг знать, им можно управлять. Ты можешь как бы включить стороннего наблюдателя за собой и сам себе можешь говорить: «Ага, это сейчас мозгу больно, но мы-то знаем, что это ненадолго». И дальше использовать разные стратегии. Например, классный метод «Помидора» (раньше таймер были такие в форме помидоров, название метод получил оттуда). Когда ты принимаешь решение делать что-то скучное, например, у тебя это математика, изучение компьютерного дизайна, и делаешь это хотя бы 20 минут в день. Но регулярно. Любой человек может фокусироваться на скучном всего 20 минут. Ты ставишь таймер на 20 минут и убираешь все-все раздражители, которые могут тебя увлечь в прокрастинацию. А через 20 минут награждаешь себя чем-то приятным. Кофе, соц сети, что угодно. Вот ты же ходишь в спортзал, хотя не любишь это. Тут то же самое. Такой спортзал для мозга. Всего 20 минут нелюбимого занятия, но регулярно и без отвлечений. С каждым разом твой мозг будет получать вознаграждение, потом ещё добавится осознание успешности (надо же, я смог, я освоил эту муть!), и это станет подкреплением. Тебе будет всё легче и легче. Потом войдёт в рутину.
— Прикольно. Да, ты права. С математикой так и было. Я её ненавидел. Потом ты настояла на регулярных занятиях с Денисом. И сейчас уже боли нет. И получаться стало. И появилось удовольствие.
— Теперь есть ещё одна важная вещь. Ты должен ответить учителю.
— Зачем? Я просто сделаю этот дурацкий сайт и отправлю
— Нет. Надо ответить. Учитель тебе пишет. Соглашается увеличить срок. А от тебя ни ответа, ни привета. Надо, конечно, сказать спасибо. Объяснить, как так вышло. Иначе учитель не знает про все твои терзания со стыдом. Для него это выглядит как очередной нерадивый ученик, который всё игнорирует и которому всё неважно.
Письмо в итоге написал. Более того, весь вечер шла переписка. Кажется, учителю, действительно, было важно получить хоть какой-то отклик, чтобы не разочароваться. Ребёнок пытался ещё склонить её дать ему пару дополнительных дней, и я очень рада, что она осталась непреклонна. «Молодец, что написал, что рассказал про свои сложности и чувства. Жаль, что не подходил с вопросами. Продлить не смогу. Уверена, ты сможешь сделать. А в следующем году, надеюсь, будешь и подходить вовремя». Как я такое люблю. Поддержка, вера в ребёнка, никак не оскорбила, вообще не стала оценивать его личность, но при этом не дала сесть себе на шею, позволила столкнуться с последствиями.
Сайт тоже сделал. Не идеально, конечно. Но сделал. В срок. Смог в итоге в теории разобраться, понял алгоритм. Признался, что до этого даже не пытался. Всё это казалось таким скучным, что просто зацепился за «Это сложно». Оказалось несложно. Интересно, на сколько этой очередной моей инъекции хватит )))
Сразу предвосхищая вопросы, которые вы часто задаёте: «Где про это ещё почитать?» ниже список литературы.
На сегодня главный мировой эксперт по навыку «Умение учиться» — это Барбара Оукли. Нужно читать все её книги:
📍«Научить невозможному»
📍«Супер мозг»
📍«Уроки на отлично»
📍«Думай, как математик»
📍«Learning How To Learn» (не переведена на русский)
Также рекомендую самый популярный курс на Coursera — Learning How To Learn. Это тоже курс от профессора Оукли, он бесплатный. Если скачать приложение Coursera, то у курса будут русские субтитры.
И книга Кэрол Дуэк про мышление роста, которую я уже много раз называла:
📍Гибкое сознание
Во всех этих книгах чудесные подвалы — так я называю ссылки на авторитетные исследования, которые приводят авторы. Счастливого чтения!
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.