Суммы списания сравнительно небольшие. Случаи не массовые, но и не единичные. Некоторым клиентам деньги вернули. Но все равно неприятно. В России клиенты банков с таким уже давно не сталкивались.
Что случилось
С 5 июня 2023 года в специализированных чатах в Telegram стали появляться сообщения, что у российских клиентов турецкого DenizBank стали списывать со счетов деньги, а из их мобильных приложений стали пропадать карты и счета. Вот примеры таких сообщений:
«Здравствуйте. На карте было 427 лир и 10 долларов. Последний раз пользовался в декабре месяце картой. Вчера и сегодня списали их. Hezap yonetim ucreti. Комиссия за управление счетом. Так должно быть? И какая комиссия, подскажите». (Андрей, 7 июня 2023 года).
«Так же, как у всех. Списали остаток 80 лир и карта с приложения пропала». (Юрий К., 9 июня).
«Короче говоря, моя карта не работает. Завтра пойду разбираться. Оплата не проходит. Сейчас платила в отеле, не прошла. Наличку тоже не могла снять». (Анастасия, 9 июня).
«Ребят, такой вопрос. Мне в понедельник или во вторник должен прийти swift перевод в $, а счетов ничего нет. Как быть? Что делать?» (SHAR, 9 июня).
Кто от этого пострадал
Опытным путем удалось установить, что деньги списали, в основном, у тех людей, которые держали на счету менее 2 000 лир (в турецких лирах или эквивалент в другой валюте — долларах, евро, рублях). На наши деньги это около 7 400 рублей. Часто эти люди не пользовались своим счетом несколько месяцев. Однако строгой системы установить не удалось. Попадались случаи списания, даже если человек пользовался своим счетом.
Затронули ли действия Deniz Bank граждан других стран, пока не знаем. Мы читали только русскоязычные чаты. В них о возникших проблемах пишут только русские.
В чем клиенты подозревают банк
Скорее всего, банк таким образом хочет избавиться от «мертвых счетов». В последнее время в Турции наблюдается большой приток мигрантов из России. Многие из них открывают счета в местных банках, но редко ими пользуются. Турецкие финансисты такие счета обслуживают, но извлекать из этого прибыль у них не получается.
Вполне возможно, банкиры ввели какую-нибудь комиссию за обслуживание счета. Если движение по счету есть, то обслуживание бесплатное. А если операций нет, то комиссия за ведение счета будет на уровне 2 000 лир (приблизительно 7 400 рублей). Предупреждать об этих новшествах клиентов не стали. Если честно, то в российских банках такое тоже случается. А затем турецкие банкиры просто закрыли неактивные счета. А остатки на них списали себе как комиссию.
Какие объяснения дает турецкая сторона
Слухи о «непонятных списаниях» денег россиян со счетов в DenizBank дошли до Forbes. По информации этого издания, сотрудники банка Deniz объяснили сложившуюся ситуацию сбоем при обновлении мобильного приложения. По оценкам работников банка, неприятности могли затронуть «не более 5% российских клиентов».
Можно ли вернуть списанные деньги?
В чатах пишут: чтобы вернуть свои деньги, нужно посетить офис банка и написать заявление. Уже зафиксированы случаи возврата списанных средств. Однако есть и трудности. Не все пострадавшие клиенты банка Deniz сейчас находятся в Турции.
Почему такие проблемы возникли именно в этом банке
До 2019 года DenizBank был дочерней структурой Сбербанка. Сейчас этот банк — единственный в Турции, который открывает счета в рублях. Россиянам это выгодно, так как можно экономить на конвертации валют.
Кроме того, ранее Denizbank предлагал упрощенные условия для открытия счета. В России мы привыкли: чтобы открыть счет в банке, достаточно подать заявление. Через несколько минут он будет готов. В Турции все сложнее. Чтобы открыть счет, нужно внести в банк депозит.
Раньше, чтобы открыть счет в Denizbank, иностранцам нужно было внести депозит в размере всего 10 000 лир (около 37 000 рублей). Поэтому россияне массово шли в этот банк. Правда, в ноябре 2022 года сумма депозита была повышена до 5 000$ (около 400 000 рублей).
А теперь Дениз Банк, похоже, и вовсе избавляется от мелких неактивных клиентов. С ними ему работать невыгодно.
Почему такое стало возможно
В России поведение банков более предсказуемо. Их работа находится под жестким контролем государства. Если банк вдруг задумает списать с клиента комиссию 7 с половиной тысяч рублей за ведение счета, то «получит по шапке» от ЦБ.
Контролирует ли турецкое государство местные банки, чтобы они не ущемляли права иностранных клиентов? Это смотря каких клиентов. Мир вокруг циничнее, чем нам кажется. Часто действиями уважаемых людей руководят не «ценности» и даже «не высокая политика», а элементарная финансовая выгода.
Если эмигрант вкладывает деньги в местную экономику, проживает в стране на постоянной основе, открыл в банке крупный депозит, приобрел недвижимость, то обижать его совсем невыгодно. А вот если у нерезидента полгода на счету без движения лежит 49$, то и отношение к нему соответствующее. Правда, списанные деньги могут и отдать. Только приехать за ними нужно будет за сотни или даже тысячи километров.
Вдохновляющий лозунг «Для нас важен каждый» придуман больше для рекламы. В реальной жизни действует логика попроще. При принятии решений относительно своих денег следует иметь это в виду.