Иногда естественного света оказывается мало, из рюкзаков и кейсов показываются они — инструменты, позволяющие контролировать и изменять свет. Чаще всего это отражатели и вспышки. У каждого способа работы со светом есть свои поклонники и противники, свои плюсы и минусы. О том, в каких случаях стопроцентно выиграет отражатель, а в каких лучше остановить свой выбор на вспышках, читайте в этом материале.
Для чего используют вспышки и отражатели
И вспышки, и отражатели используются для того, чтобы изменить рисунок естественного света, достроить и изменить схему света. Особенно это актуально летом, когда делается много фотосессий на свежем воздухе. Вспышки могут полностью сформировать схему света, с отражателем такой фокус не пройдёт — ему нужно хоть что-то отражать.
Один из частых случаев, где нужен дополнительный свет на изображении ниже: модель стоит в мягком контровом свете солнца. Здесь её можно досветить и вспышкой, и отражателем. В этом случае использовался отражатель.
Подробнее о том, как ещё можно изменять естественный свет, мы писали здесь.
Плюсы и минусы работы с отражателем
Отражатель — это как правило овал или круг из белой или фольгированной ткани, натянутый на твёрдую раму. Встречаются модели 5 в 1, которые включают в себя: золотой отражатель, серебряный отражатель, белый и чёрный флаг и рассеиватель. В моделях 7 в 1 есть ещё зелёный и синий отражатели. Их можно использовать как хромакей.
Читайте также:
Хромакей: инструкция по использованию
Один из больших плюсов отражателей — это бюджетность. Маленькая модель, подходящая для предметной фотографии или крупного портрета, обойдётся в полторы-две тысячи рублей. Универсальный средний отражатель — в две-три тысячи. Позволить себе такой аксессуар проще, чем купить набор вспышек за 10-15 тысяч рублей.
Ещё один плюс — это оборудование прочное. Отражатели не боятся падений или дождя. Если отражатель намок, его можно просто просушить, как одежду.
Кроме того, отражатель — довольно функциональная штука. Стандартные комплекты 5 в 1 позволяют использовать себя как флаги (когда нужно притенить какую-то часть кадра) или как рассеиватели (очень полезно в яркий солнечный день или при съёмке предметки).
Размеры отражателей сложно однозначно отнести к плюсам или минусам. По сравнению с мощной аккумуляторной вспышкой отражатель лёгкий и компактный — средний в свёрнутом виде представляет собой диск диаметром в 40-50 сантиметров. По сравнению с мелкой накамерной вспышкой — отражатель достаточно объёмный. Его не получится сложить в рюкзак и постоянно носить с собой. Но вот сравнению с большой профессиональной вспышкой отражатель — вещь компактная и удобная.
Из минусов можно отметить, что для работы с отражателем обязательно нужен ассистент. В студии можно работать с отражателем, поставив его на стойку, но на пленере такой фокус не пройдёт. Отражатели сильно парусят, и любой, даже очень слабый порыв ветра будет мешать.
Кроме того, отражатель почти бесполезен в пасмурную погоду. С помощью золотого или серебряного отражателя можно немного сконцентрировать свет пасмурного неба, но для этого нужно держать его очень близко к объекту съёмки, и эффект всё равно будет очень слабый.
И ещё один момент. Как ни парадоксально, у людей, впервые взявших в руки отражатель, могут возникать проблемы с тем, чтобы в конце работы снова упаковать его в чехол. Чтобы разобраться с тем, как свернуть отражатель, посмотрите небольшую видеоинструкцию.
Плюсы и минусы работы со вспышками на улице
Для построения схем света можно использовать разное оборудование: компактные накамерные вспышки, например, Yongnuo Speedlite YN-560 IV, или мощные аккумуляторные. У этих вариантов будут свои плюсы и свои минусы, так что посмотрим на них отдельно.
Общие плюсы работы со вспышками:
- можно сделать выраженный свето-теневой рисунок даже в пасмурный день или в помещении с рассеянным светом;
- больше управляемость — при работе с отражателями вы всё равно во многом зависите от того, с какой стороны изначально летит свет.
Общие минусы:
- более высокая цена;
- нужно дополнительное оборудование: синхронизаторы, модификаторы света, батареи и аккумуляторы;
- большая сложность управления — нужно учиться разбираться в настройках.
Читайте также:
Виды синхронизаторов. Как настроить синхронизатор
Насадки для студийного света: какие бывают и как пользоваться. Подробный гайд
Накамерные вспышки
Во-первых, с накамерной вспышкой работать удобнее, чем с отражателем. Для неё не нужен ассистент, в самом базовом варианте для работы с простой вспышкой нужна только камера и вспышка, поставленная в горячий башмак.
При этом такие модели достаточно универсальны. Их можно использовать непосредственно в горячем башмаке, можно поставить на стойку (или положить на полку) и работать через синхронизатор. Ещё один плюс — компактность и небольшой вес. Небольшую вспышку можно носить в рюкзаке постоянно — просто на всякий случай.
Из минусов можно отметить сложности при работе под ярким солнцем. Как правило, большинству компактных вспышек просто не хватает мощности импульса, чтобы перебить (или хотя бы стать видимыми) под солнечным светом.
Чаще всего такие вспышки используют под солнцем по одному сценарию: чтобы подсветить силуэты при работе в контровом свете.
От компактной вспышки, поставленной на стойку, например, на дополнительный рисующий или заполняющий свет, обычно мало толку.
И второй момент, также касающийся работы под солнцем, это проблема с выдержками синхронизации. Выбирая накамерную вспышку, нужно обратить внимание, чтобы была поддержка высокоскоростной синхронизации (High Speed Synchronization, HSS). Если этой функции нет, вы сможете работать только на выдержках в 1/125 и длиннее, что в солнечный день потащит за собой обязательное закрытие диафрагмы до значений 4, 8 и больше.
Если хочется снимать под солнцем на открытой диафрагме, нужен HSS. У универсальных компактных вспышек с HSS просто беда, нужно подбирать родную вспышку к своей системе: Canon к Canon. А такие варианты зачастую уже гораздо менее бюджетны по сравнению с распространёнными китайскими универсалами. Кроме того, под некоторые системы (например, под Fujifilm) вспышки ещё надо поискать. Под Fuji проще всего подбирать вариант от Godox — у них есть хорошие модификации под разные системы.
Мощные аккумуляторные вспышки
Мощные аккумуляторные модели лишены всех проблем, которые есть у простых компактных вспышек. Они позволяют работать и в тени, и в полном темноте и на ярком солнце. По сути, это альтернатива стандартному студийному свету, только более автономная, не нуждающаяся в розетке.
С такими источниками импульсного света можно использовать разные насадки и модификаторы: софтбоксы, стрипбоксы, тубусы, портретные тарелки. Их мощности будет достаточно, чтобы модификаторы не скрадывали весь свет.
Ещё один несомненный плюс такой аппаратуры — это совместимость. Тот же Godox может работать практически со всеми системами, главное — подобрать правильный синхронизатор.
Главный минус подобных вспышек — это высокая цена и немалый вес. Такое оборудование вы точно не будете таскать с собой на всякий случай. Подобные источники света обычно вывозят на дорогие, хорошо спланированные съёмки. Кроме того, аккумуляторные вспышки требуют устойчивых и тяжёлых стоек, которые не позволят им упасть и разбиться.
Также к минусам можно отнести специфический аккумулятор. Если внезапно сел, и запасного нет, придётся сидеть и заряжать, сбегать до ближайшего продуктового магазина и купить пачку батареек, как в случае с компактной вспышкой, не получится. С другой стороны такие батареи достаточно мощные, и обычно выдерживают полный съёмочный день без проблем
Итоги
Итак, есть несколько вариантов оборудования, которое позволяет доработать естественный свет. Пробежимся по ним ещё раз:
- если нужно досветить модель в контровом или боковом свете, и есть под рукой человек, которого свободны руки, и важно сэкономить на оборудовании, оптимальным вариантом будет отражатель;
- если нужно снимать быстрый репортаж, не заморачиваясь со стойками, берите простую накамерную вспышку;
- если нужен красивый породистый свет, полный контроль над ним, и есть деньги на качественную аппаратуру — смело отдавайте предпочтение мощной аккумуляторной вспышке.