На открытках изображены репродукции картин художника Петра Баранова.
1. Боевая тревога
По всем отсекам и палубам флагманского корабля Черноморского флота линкора "Парижская коммуна" разносится звон колоколов громкого боя: боевая тревога! Все 1546 человек экипажа корабля стремительно занимают свои боевые посты и готовят оружие и технику к бою. Корабль имеет мощное вооружение: двенадцать 305-мм орудий главного калибра, шестнадцать универсальных орудий, двадцать два ствола зенитной артиллерии и четырнадцать крупнокалиберных пулеметов. Линкор был самым большим кораблем на флоте. Его водоизмещение 31 275 тонн, мощность механизмов 61 тысяча л. с. и скорость хода 21,5 узла. Под Севастополем и на Керченском полуострове провел десять артиллерийских стрельб по скоплениям войск противника, нанеся ему большие потери в живой силе и технике. За войну он совершил пятнадцать боевых походов, отразил двадцать одну атаку вражеских самолетов и сбил три из них.
В наиболее напряженные дни 1941 года 540 моряков ушли с корабля на сухопутные фронты на защиту Одессы, Севастополя, Москвы, Сталинграда и Новороссийска. В 1943 году было восстановлено прежнее наименование корабля - "Севастополь". За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками линкор "Севастополь" в 1945 году был награжден орденом Красного Знамени.
2. Враг приближается
Система сухопутной обороны Севастополя стала создаваться в июле 1941 года и состояла из трех оборонительных поясов: передового в 12-15 километрах, главного в 5-8 километрах и тылового в 2-3 километрах от города. К оборонительным работам ежедневно привлекалось до 2 тысяч человек из частей гарнизона и столько же из местного населения. Несмотря на трудоемкость земляных работ, проводившихся в условиях сложных скальных грунтов, удалось создать сотни сооружений для артиллерии, минометов, пулеметов и стрелковые позиции. Закончить работы полностью до подхода противника не удалось. И тем не менее, если немецко-фашистские войска после прорыва Ишуньских позиций преодолели расстояние до передового рубежа обороны Севастополя за 12 дней, то для достижения главного рубежа обороны они затратили 60 дней (с 30 октября по 30 декабря). Трудовой героизм воинов и населения, проявленный при строительстве укреплений, сыграл важную роль в отражении попытки врага захватить Севастополь с ходу.
3. Зенитчики Севастополя
Вражеская авиация совершила вероломный налет на Севастополь в 3 часа 15 минут 22 июня 1941 года. К городу на небольшой высоте подошли ночные бомбардировщики Хе-111 и Ю-88. Не ждали они, что зенитчики Севастополя уже были готовы встретить их плотным огнем береговой и корабельной артиллерии. Еще в 1 час 15 минут по флоту была объявлена оперативная готовность № 1 - боевая. Город был затемнен, а корабли соблюдали светомаскировку уже несколько дней. В 3 часа из района Евпатории и мыса Сарыч поступили донесения о приближении самолетов. Под огнем зенитчиков самолеты были вынуждены отклониться от боевого курса. Они беспорядочно побросали смертоносный груз: морские мины с новым типом взрывателя - электромагнитным. За 25 минут отражения воздушного налета были сбиты два вражеских самолета.
По мере приближения к городу линии фронта накал борьбы с воздушными стервятниками возрастал. Враг бомбил не только военные объекты, но и жилые районы, госпитальные суда. Зенитчики открывали огонь и по наступающей пехоте врага и танкам, прикрывали в трудные минуты отход наших войск на новые рубежи. Зенитная артиллерия ПВО Севастополя за период обороны города сбила 164 самолета противника.
На рисунке показано, как зенитчики батареи, расположенной на Историческом бульваре, над Южной бухтой, самоотверженно отражают налет вражеских самолетов.
4. В боевом походе
Накануне Великой Отечественной войны в состав Черноморского флота входило 47 подводных лодок различных типов. Уже 22 июня 1941 года подводные лодки флота были развернуты на вражеских морских коммуникациях у западного побережья моря. Они наносили удары по кораблям и транспортам противника, а подводные минные заградители типа "Л" ("Ленинец") ставили также минные заграждения. В октябре 1941 года, после прорыва вражеских войск в Крым и выхода их на подступы к Севастополю, все подводные лодки были перебазированы из Севастополя в порты Кавказского побережья.
В мае-июне 1942 года, когда надводным кораблям стало трудно прорываться в блокированный Севастополь, 23 подводные лодки различных типов совершили 77 походов и доставили героическим защитникам города 2263 тонны боеприпасов, 1169 тонн продовольствия и 574 тонны авиационного бензина. На обратном пути они эвакуировали раненых и гражданское население. За годы войны подводные лодки флота уничтожили торпедным, артиллерийским и минным оружием 63 и повредили 13 транспортов противника общим тоннажем до 200 тысяч брутто-регистровых тонн. Боевая деятельность черноморских подводников получила высокую оценку страны - экипажи пяти подводных кораблей стали гвардейскими, в семи были награждены орденом Красного Знамени.
Художник запечатлел на рисунке подводную лодку типа "М" в боевом походе в штормовом море.
5. Конец поединка
На рисунке художнику удалось отразить динамичность боя отважного экипажа торпедного катера с вражеским самолетом. В состав Черноморского флота накануне войны входило 84 торпедных катера, большая часть которых была типа Г-5. Их водоизмещение 17 тонн, скорость хода до 53 узлов, вооружение: две 533-мм торпеды (в желобных аппаратах), два крупнокалиберных пулемета, глубинные бомбы и дымаппаратура. Экипаж - 6 человек.
Во время войны на некоторых из них установили реактивную артиллерию ("Катюши"). Катера успешно наносили торпедные удары по кораблям и транспортам противника и решали ряд других задач. Особенно напряженной боевая деятельность катеров стала в период блокады Севастополя. Днем катера прикрывали дымовыми завесами корабли и транспорты, прорывавшиеся в Севастополь, а ночью уходили в противолодочный дозор. В
годы войны катера потопили и повредили 63 корабля и транспорта противника, высадили на берег около 4 тысяч десантников, перевезли сотни тонн боеприпасов и военной техники, выставили свыше 800 мин. Многие катерники были награждены орденами и медалями, а двенадцать из них получили высокое звание Героя Советского Союза. Ряд соединений катеров был награжден орденами и получил почетные наименования, так 1-я бригада торпедных катеров стала именоваться Севастопольской.
Продолжение следует...