Найти тему

«Без развитого машиностроения Россия обречена на зависимость»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Игорь Котов, член Бюро Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «Атомэнергомаш»

Страна должна наращивать собственное производство, не увлекаясь сотрудничеством ни с западными, ни с восточными партнерами. Ведь в критической ситуации можно рассчитывать только на себя, уверен член Бюро Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «Атомэнергомаш» Игорь Котов.

- Игорь Владимирович, долгое время отрасль ждала введения обязанности для вертикально интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК) авансировать контракты на поставку оборудования. Дала ли эта директива свой положительный эффект или практика выявила другие слабые места нового механизма работы?

- Да, мы видим в этом положительные моменты. Это повлияло на все цепочки поставок в интересах вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Это первый шаг к принятию с их стороны философии необходимости поддержки и развития надежных партнеров и поставщиков внутри страны.

- Чуть ли не каждый день в СМИ появляются новости о запуске импортозамещающих производств, «первых в стране». Что реально удалось сделать для улучшения ситуации в критичных сегментах нефтегаза? Какие конкретные проекты российских предприятий в области машиностроения можете назвать прорывными?

- Если говорить о нашей компании, считаю самым главным достижением «Атомэнергомаша» в этой сфере – создание производства и испытательной базы для крупнотоннажных криогенных насосов и детандеров. Первой тестируемой на стенде единицей оборудования стал насос, который был разработан и изготовлен «ОКБМ Африкантов». Насос предназначается для отгрузки СПГ из резервуара хранения в танки судов-газовозов. Испытания прошли успешно. Теперь «Атомэнергомаш» полностью закрывает линейку насосов, которая может понадобиться для средне- и крупнотоннажного производства и бункеровки СПГ.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

Мы можем производить все крупнотоннажное оборудование для установок подготовки газа на заводах СПГ. Нами освоена линейка криогенной арматуры больших диаметров. Сейчас мы ведем работу по запуску производства крупнотоннажных криогенных теплообменников. Это действительно прорывные проекты, в реализации которых задействован научный, конструкторский и производственный потенциал нескольких дивизионов «Росатома».

- Одной из проблем сегодняшнего дня стал дефицит качественных средств производства. Каких станков, инструментов сегодня не хватает изготовителям нефтегазового оборудования и как компании выходят из ситуации?

- Для машиностроительной отрасли вопрос с иностранным оборудованием довольно актуален. Бывает такое, что задействованное в производственном цикле оборудование не имеет российских аналогов.

Наши предприятия по большей части уже прошли процесс модернизации. Перед нами такая проблема остро не стоит, а все, что нужно в ближайшем будущем, будем закупать в России или дружественных странах. Многие российские поставщики с появлением ограничений уже организовали полноценные производства на территории РФ: как запасных частей и узлов, так и оборудования.

Что касается расходников, учитывая стратегическую важность обеспечения ритмичного выпуска продукции, мы на наших заводах имеем запас комплектующих для станков, в том числе и иностранного производства. Это позволяет нам в нормальном режиме проработать варианты с альтернативными поставщиками.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

- Насколько выросли затраты производителей оборудования за прошедший год? На чем пытаются экономить компании?

- Факторы роста затрат во все времена одни и те же: увеличение стоимости заемных средств, значительные колебания цен на сырье и материалы, затраты на поддержание основных средств. Сейчас появился еще такой дополнительный фактор – неисполнение своих обязательств партнерами из недружественных стран. Возникают расходы на решение юридических вопросов и выстраивание работы с новыми контрагентами.

"Факторы роста затрат во все времена одни и те же: увеличение стоимости заемных средств, значительные колебания цен на сырье и материалы, затраты на поддержание основных средств. Сейчас появился еще один дополнительный фактор – неисполнение своих обязательств партнерами из недружественных стран. Возникают расходы на решение юридических вопросов и выстраивание работы с новыми контрагентами".

Компенсируем это за счет все большей эффективности. Заводы машиностроительного дивизиона – лидеры производственной системы «Росатома». Для нас эффективность не пустой звук, а постоянный процесс улучшений во всех сферах: отлаживаем технологические процессы, обучаем персонал, внедряем «цифру» и многое другое.

- Как падение нефтегазовых доходов страны сказывается (или еще скажется) на инвестициях в отрасли, в том числе модернизации производств, реализации новых проектов с внедрением отечественных технологий и оборудования? Будет ли в этих условиях поддерживаться необходимый спрос на продукцию российского производства?

- Машиностроение было и остается одной из фундаментальных основ независимости страны. Без развитого машиностроения Россия обречена на зависимость от западных или восточных партнеров. В критической ситуации мы можем рассчитывать только на себя: свою науку, свою индустрию. Это и есть ответ на ваш вопрос – спрос будет.

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.
Ставьте лайк, если вам понравилась публикация. Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.

- Насколько опасно для нефтегазовой отрасли и российских производителей замещение западного импорта восточным? Нужно ли искусственно сдерживать такой импорт?

- Повторюсь, отрасли необходима независимость от любых зарубежных партнеров.  Без этого невозможно эффективно отстаивать свои интересы на международных энергетических рынках. Капиталоемкость программ импортозамещения в нашей стране огромная. По тем направлениям, в которые инвестируются российские деньги, включая тематики, получающие поддержку государства, необходимо внедрять меры тарифного и нетарифного регулирования импорта. При этом не должно играть роли, из какой части света приходит импорт.

- В истекший год у производителей нефтегазового оборудования появился целый ряд новых задач, требующих срочного решения. Какие новые вызовы прогнозируете для отрасли в ближайшем будущем? К каким трудностям готовитесь?

- Одним из вызовов для отрасли станет кадровый вопрос. Расчетчики, инженеры-конструкторы, технологи производств, квалифицированные рабочие нужны для развития производства в России. Расхожая фраза «кадры решают все» сейчас актуальна по-прежнему.

Больше материалов рубрики «Нефть и Газ»

Ставьте лайк, если вам понравилась публикация.

Подписывайтесь на канал и будьте в курсе отраслевых событий.