В статье про историю фабрики Иосифа Фраже мы рассказывали о появлении в Польше с середины XIX века новых предприятий, изготавливавших посеребрённую посуду и прочие художественные изделия. Польское «накладное серебро», кроме фабрики Фраже, изготавливали фирмы Норблина, братьев Хеннеберг, братьев Бух, Плевкевича.
В целом, технологические методы и художественные принципы всех предприятий по производству посеребрённых изделий были схожи. Однако, участие на различных выставках вело к конкуренции. Высокая оценка означала признание, привилегии и увеличение продаж, а также перспективу роста цен. Это стимулировало предприятия к повышению качества выпускаемой посуды и прочих предметов декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому у каждого из них была своя «изюминка», свой почерк, отличавший предприятия друг от друга.
Фирма «Норблин и Ко», позже переименованная в «Норблин, братья Бух и Т. Вернер» - один из главных конкурентов фабрики Иосифа Фраже. Основал предприятие француз (как и Фраже), которого звали Винсент Норблин (1805−1872 гг.). Его биография весьма насыщена событиями и счастливыми стечениями обстоятельств.
Отец и дяди Винсента основали в Варшаве небольшое предприятие по производству бронзы ещё в 1819 году, и туда четырнадцатилетний Винсент отправился учиться. В 1822 году, получив необходимое образование и навыки, юный Винсент устраивается там же, в Варшаве, на фабрику к французскому ювелиру Жану Серизи, супругой которого была Генриетта, дочь польского предпринимателя Филиппа Форбродта. После смерти отца она стала наследницей фабрики, управлял которой её муж Серизи, но в 1831 году и он умирает. А предприимчивый Винсент женится на вдове. Был ли в этом корыстный умысел, история умалчивает, но так или иначе, он становится владельцем предприятия.
В 1843 году Винсент совместно с Яном Мейлертом, до этого работавшим на предприятии Серизи, основал компанию «Norblini Ska» (Норблин и Ко), присоединив к ней и фабрику своего отца. Прежде всего, он закупает новое оборудование и проводит реорганизацию процесса производства, а также увеличивает число рабочих в несколько раз. Вслед за Фраже, в 1850-е годы Норблин внедряет метод гальванического посеребрения, что делает наносимый слой драгоценного металла более тонким, а значит, удешевляет производство. После смерти компаньона Норблин становится собственником производства, а перед смертью передаёт его сыну Людвигу, дочери Альбертине и зятю Теодору Вернеру, который занимался выпуском серебряных изделий.
В 1870 году компания Норблина получила серебряную медаль на Всероссийской Мануфактурной Выставке в Санкт-Петербурге за высокое качество представленных образцов. В 1882 году сын Винсента, Людвиг Норблин, приобрёл фабрику обанкротившейся к тому времени фирмы «Братья Бух». Предприятие братьев Бух в прошлом вело дела успешно, в частности, в 1872 году удостоилось золотой медали с правом использования Российского Государственного герба в виде двуглавого орла на выпускаемых изделиях.
После слияния фабрик эта привилегия была отменена в соответствии с правилами, но уже в 1882 году на Московской Художественно-промышленной выставке новая компания получила золотую медаль, а вместе с ней и право изображения двуглавого орла на своих изделиях. В 1880-е фабрика переезжает в новое здание, а число рабочих к 1893 году достигло 400 человек.
Также фирма снова изменила название на «Акционерное Общество Металлические Фабрики Норблинъ, братья Бухъ и Т. Вернеръ (Н.Б.В.) в Варшаве». И в 1896 году на выставке в Нижнем Новгороде фабрика снова выигрывает главный приз и восстанавливает утраченную в связи с переименованием привилегию. Кстати, в отличие от Фраже, Норблин полностью отказался от плакирования серебра, используя только гальванизацию.
В 1908 году фирма запатентовала новый оловянный сплав «верит» (verit) с содержанием серебра, используемый в качестве основы для последующего серебрения, что удешевило производство и при этом повысило качество покрытия. До Первой мировой войны фабрика Норблина процветала и имела широкий рынок сбыта в Российской империи, предметы отправлялись даже в Персию. Особенных успехов фабрика достигла в производстве предметов, выдержанных в стиле ар-деко. После 1917 года фабрика продолжила работу, в отличие от многих других, но к 1930-м годам количество посеребрённых изделий сократилось.
В целом, Польша до 1940-х годов переживала расцвет декоративно-прикладного искусства. Ремесло и промышленность следовали за модой и растущим спросом. С фабрикой в то время сотрудничала дизайнер Юлия Кейлова (Julia Keilowa), организовавшая в Варшаве студию металлопластики. Юлия разрабатывала образцы для дальнейшего промышленного выпуска, в которых ясно читается тяготение к авангарду. Предметы её авторства отличает геометричность, простота форм, лишенная национальных черт.
В 1939 году из-за немецкой оккупации и начала Второй мировой войны производство на фабрике было прекращено.
Оборвалась в 1943 году и жизнь Юлии, как и жизнь многих талантливейших художников еврейского происхождения. Сегодня предметы её авторства, выполненные на фабрике Норблина и других, являются большой редкостью.
В целом, на сегодняшний день изделия фабрики Норблин высоко ценятся у коллекционеров, особенно те, которые выполнены в эпоху стиля модерн. Приобрести их можно на аукционах, в антикварных магазинах, через частные объявления и т.д. Стоимость изделий фабрики Норблина зависит от их сохранности. При бережном обращении серебрение, нанесённое гальваническим способом, сохраняется на долгие годы, поэтому не рекомендуется использовать абразивные чистящие средства. На столовых приборах, подстаканниках и других предметах встречаются вмятины, царапины, деформации. Наиболее частое реставрационное вмешательство — это пайка.
Так как фирма часто меняла названия, то и клейма её весьма многочисленны, и по ним можно легко установить точное время создания предмета. Подделки недорогих предметов практически не встречаются, но при покупке редких изделий, таких как самовары, лучше прибегнуть к тщательной проверке клейма или даже консультации эксперта.
Простые столовые приборы фабрики Норблина можно купить за несколько сотен рублей. Более искусные подстаканники, молочники, солонки, подсвечники в хорошем состоянии стоят от 3000-10000 тысяч рублей и выше. Самовары, бульотки оцениваются в сотни тысяч рублей.рублей. Наиболее любимы коллекционерам и подстаканники оригинальных форм, например, в виде ремешка или с ажурными туловами. Также необычайно красивы вазы, фруктовницы, сухарницы в стиле модерн, комбинированные со стеклом.
При покупке изделий фабрики Норблина обращайте внимание на их сохранность, ведь предмет с повреждённым или утраченным серебрением теряет свою привлекательность и ценность. Покупка у непроверенного продавца онлайн может быть рискованной: если ненадёжно упаковать изделие, оно легко может деформироваться при транспортировке. Также дефекты могут быть скрыты на фото. Увы, чаще всего у частных продавцов представлены изделия достаточно подержанные, утратившие серебрение в ходе эксплуатации. Найти изделие в первозданном виде, без вмятин, утрат и схода серебрения — большая удача.
В галерее «Однажды» мы рады предложить нашим покупателям предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные на фабрике Норблина. Мы гарантируем полную и достоверную информацию об изделии, а также бережную упаковку.