Заметки военкора «БИЗНЕС Online» с линии соприкосновения и из тыла в ЛНР
Первые признаки контрнаступления боевиков ВСУ проявились еще 8 мая, считает военкор «БИЗНЕС Online» Станислав Шемелов. И ровно месяц они пытаются раскачать линию фронта. Например, очень жарко сейчас на южном фланге Артемовска (Бахмута). Там с нашей стороны сражаются несколько бригад, в том числе 31-я десантная, 57-я и 72-я, в которую входит татарстанский именной батальон «Алга». Очередной накат боевики ВСУ совершили 7 июня, а британские ракеты стали прилетать в Луганск — обстрелов там не было с 2014 года. О том, какую тактику пытаются применить ВСУ и как наши бойцы отбивают врага, — в репортаже с линии соприкосновения.
Под Бахмутом: снова против «Азова»*
Силы ВСУ сосредоточились в районе деревни Клещеевка Бахмутского района. 8 мая они сумели выбить с позиций один из батальонов 72-й бригады, однако уперлись в другие. На сегодняшний день потерь позиций нет, сражения ведутся в районе лесополосы, где ВСУ сосредоточили огромное число боевиков из батальона «Азов»* (Верховный суд РФ признал организацию террористической и запретил на территории России). 7 июня они вновь совершили так называемый накат, где встретились лоб в лоб с 57-й бригадой. На помощь бригаде отправились бойцы татарстанского батальона «Алга». Бой прошел в лесополосе, за бродом, где атаку ВСУ удалось отбить. С потерями, но позиции были сохранены. ВСУ пришлось отступить.
Артиллерия ВСУ, по ощущениям, не замолкает ни на минуту, покрывая снарядами часть позиций российских бойцов. А небо временами усеяно украинскими «птичками». Это корректировщики. Как таковые «боевые» дроны летают преимущественно на линии боевого соприкосновения. Но, несмотря на все это, российские бойцы удерживают оборону.
Потери при этом значительные, но намного более серьезные — у врага. Вот пример: район одной из лесополос возле Клещеевки практически весь усеян трупами боевиков ВСУ. И наши бойцы, уходя с позиции на ротацию, просто вынуждены едва ли не ходить по ним, ибо деть их некуда.
8 июня боевики предприняли попытку закидать «Градами» одно из расположений 72-й бригады в тылу южного фланга Артемовска. Тактика не уникальна для современной войны: сперва в небе появился вражеский дрон, который вычислил, куда можно ударить артиллерией, а спустя несколько минут с неба начали падать ракеты, покрывая землю. Но корректировщик ошибся на пару квадратов, поэтому снаряды бессмысленно пропахали поле.
Как летают британские Storm Shadow и что происходит в Луганске
Пока что так называемое контрнаступление ВСУ на основной части фронта сводится к усиленной работе артиллерии. На лисичанском направлении, к примеру, без конца бомбят районы Белогоровки, от которой вообще мало что осталось. Сейчас это серая зона, в которую никто не может войти. Ближайшие города украинцы бомбят системой HIMARS, которую им дали их западные «товарищи». Также украинцы любят использовать американские «три топора» — гаубицу M-777 155-го калибра. Под ударами несколько дней назад было Рубежное и остальные соседние города и деревни. А больше всего достается фронтовому Донецку, где прилетает ежедневно.
Дальше, в сторону старых границ России в ЛНР и ДНР, удары редки, но совсем недавно британцы отдали боевикам дальнобойные ракеты Storm Shadow, которыми ВСУ ударили по Луганску. Первый прилет зафиксирован еще в мае. К слову, город не бомбили с 2014 года. Фишка этих ракет заключается в том, что они низко летят, жители многоэтажных домов могут увидеть их, даже не поднимая головы. Далее огромная ракета, которую горожане порой путают с самолетом, резко набирает высоту и ударяет по цели. Поймать такую с помощью ПВО тяжело, но в минобороны недавно заявили, что где-то противовоздушные силы сумели сбить британский экземпляр.
8 июня несколько ракет вновь атаковало Луганск. Два удара пришлись на 2–3 часа дня. Первые ракеты поразили маленький завод по производству газированной воды. Когда-то там стояли российские военные, но, по нашим данным, они заблаговременно покинули территорию. Вторая ракета залетела на территорию завода по производству тепловозов, который несколько лет не работает. Пожар от ударов потушили в течение получаса. Еще один удар произошел около 19:00 по окраине города.
«Такое ощущение, что били наугад. На заводе газированной воды бить нечего. По заводу тепловозов тоже нечего бить, там нет ничего и никого», — рассказал нам один из очевидцев прилетов. К слову, майские удары по Луганску тоже не были особо прицельными. Было поражено одно из зданий местного завода, еще одна ракета тогда ударила в забор. Затем до 8 июня никаких прилетов со стороны Украины по Луганску не было.
В районе Артемовска боевики наступают накатами, пуская в бой ограниченное, но все равно значительное количество людей и техники. После 8 мая две недели на фронте южного фланга было более-менее поспокойнее, однако потом был еще один накат, а 7 июня — еще один. Тактика боевиков проста — зайти, окружить и добить. Но сперва использовать всю артиллерию — от 80-х минометов до РСЗО и гаубиц.
Судя по сводкам, на других направлениях протяженной линии фронта ситуация аналогичная. А возможно, и более напряженная. Вчера командующий 58-й армией Южного военного округа (ЮВО) генерал-майор Иван Попов доложил, что наиболее подготовленные и боеспособные соединения и части ВСУ выступили в ночь с 7 на 8 июня на запорожском направлении. По данным министра обороны Сергея Шойгу, ВСУ бросили в атаку 1,5 тыс. боевиков и 150 единиц бронетехники.
Так что нашим парням сейчас крайне непросто, но они не убегают с позиций. И держатся до последнего патрона.
* Верховный суд России признал украинский националистический батальон «Азов» (его символика ранее признана экстремистской и запрещена) террористической организацией и запретил его деятельность на территории России