Статья подготовлена неврологом, кандидатом медицинских наук И.А. Вороновым.
Что такое заикание?
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением слогов, первых букв или длительным произношением одного звука. Проще говоря, это судорога артикуляционного (речевого) аппарата. Судороги выделяют тонические – когда тянет мышцы или клонические, характеризующиеся резкими мышечными сокращениями. Например, ма-ма-ма-ма-мама – это клоническая форма, а м…- мама – это тоническая, когда возникает пауза и мы видим напряжение артикуляционных мышц. И могут отмечаться сочетание тонических и клонических судорог. Объяснение несколько упрощенное, но привожу его так, чтобы было понятней читателям.
Заикание было у Исаака Ньютона, Чарлза Дарвина, Георга VI, Льюиса Кэрролла, Элвиса Пресли, Уинстона Черчилля, Сильвестра Сталлоне, Жерара Депардье, Николь Кидман, Роуэна Аткинсона (мистер Бим), Энтони Хопкинса, Джулии Робертс, Джо Байдена …
ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ И ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ?
Начну с того, что сразу удивлю большинство читателей. Заикание в большинстве своём не развивается у детей после стрессовой ситуации! В российском обществе до сих пор преобладает мнение, что заикание у детей развивается после «испуга». Заикание чаще наблюдается у детей, чем у взрослых, а у взрослых это явление, возникшее в детстве. Заикание в основном начинает проявляться в возрасте 3 – 4 года, когда формируется речь. И чаще это связано с тем, что мысль ребёнка опережает плавность его артикуляционного аппарата. Ребёнок умный, хороший и он думает быстрее, чем может сказать. Потом он понял, что не услышал, то, что хотел сказать, а его мысль уже убежала далеко и на этом фоне возникает судорога речевого аппарата. Несомненно, стрессовые ситуации ухудшают речь. И взрослый человек в стрессовой ситуации, иногда не может сказать нескольких слов. У него появляются речевые запинки, но у него не появляется и не сохраняется заикание, не фиксируется неправильная речь. Тысячи детей переносят разные стрессовые ситуации, и у них не возникает заикание. Кстати, я уже упомянул про речевые запинки. В Международной классификации болезней 10 пересмотра есть такой диагноз: РЕЧЕВЫЕ ЗАПИНКИ, он шифруется, как и диагноз заикание. А перед тем, как развилось заикание мамы, часто говорят, что отмечали речевые запинки у ребёнка. Термин ЛОГОНЕВРОЗ не используют в Европейских странах, его нет в Международной классификации болезней. И его уже редко используют и в России, что подтверждает отсутствии стресса в возникновении заикания, хотя заикание при стрессе может возникнуть, но редко. В настоящее время в России ставят просто диагноз: ЗАИКАНИЕ. Конечно, говорить о заикании, как чисто о физическом нарушении речевого аппарата неправильно. В комплексе заикания вплетается и психологические нарушения. У детей часто во время заикания формируется, понятней сказать, комплекс неполноценности. Они иногда боятся своей неправильной речи. Понимая, что они неправильно говорят, иногда перестают говорить совсем – псевдомутизм, или зажимают рот руками. Обычно это связано с логофобией (вербофобией) — страх говорить. А логофобия в свою очередь, несомненно, ухудшает ситуацию с речью.
КАК ЛЕЧИТЬ ЗАИКАНИЕ?
Подход лечения заикания зависит от ряда факторов: возраст, психологически статус ребёнка или взрослого человека, сопутствующие заболевания и ряда других мелких причин. Хочу сразу сказать, что специфического медикаментозного лечения заикания нет. Нет «чудо-таблетки», которое лечит заикание. Нет специфического лекарства от заикания. Недавно одна мама мне сказала, что они принимали…, не буду называть препарат (чтобы не делать ему рекламу или антирекламу) и у ребёнка прошло заикание. То, что у ребёнка прошло заикание не связано с той таблеткой. Заикание очень непредсказуемое заболевание, и часто бывает волнообразным. Оно может пройти через некоторое время без лечения и особой коррекции, а затем снова возникнуть. И заикание в редких случаях, но может остаться до взрослого состояния. В описании лечения заикания нужно хотя бы разделить на лечение у детей и взрослых. Начнём с детей. Если только возникло заикание необходимо делать следующее:
1. Создать речевую паузу. Нужно сделать так, чтобы ребёнок, как можно меньше неправильно говорил. Пусть он сидит и рисует, собирает конструктор, даже пусть смотрит спокойные невозбуждающие мультфильмы и меньше говорит. Конечно, не надо сообщать ребёнку, что он не должен говорить: «не говори», «молчи» и т.д. Многие родители мне сразу сообщают, что их ребёнок говорит постоянно и много и его невозможно заставить не говорить. Его не надо заставлять не говорить. Но его не надо расспрашивать, учить с ним что-то новое. Ребёнок спросил, вы ответьте утвердительно, и не продолжайте диалог.
2. Всем членам семьи надо медленно говорить, надо чтобы и ребёнок говорил медленно и не торопился. В тоже время его не надо поправлять, просить повторить слово ещё раз.
3. При ребёнке не говорите о его заикании, лучше делайте вид, что ничего не произошло. Важно, чтобы у ребёнка не формировался комплекс вины или неполноценности из-за его речи.
4. Консультация невролога.
5. Консультация логопеда, и возможно логопед будет проводить занятия с ребёнком и даст дополнительные советы.
По сути дела, ещё со времён профессора психиатрии И.А. Сикорского (1842-1919 гг.) не особо что изменилось в коррекции заикания. Сикорский в 1889 году опубликовал свою монографию "О заикании". Там приводится классификация и подробное описание заикания с примерами из историй болезни, предлагались методики лечения - три вида речи, а именно: речь медленная, речь монотонная и речь низким голосом. Ещё он предлагал пациентам с заиканием больше читать и повторять прочитанное: «такая речь имеет в себе большую предохранительную силу против заикания, в особенности если ея медленность дана значительным падением выдыхания на границе слогов… Вот типичные ошибки педагогов и родителей: перебивают, договаривают фразы, дают советы вдохнуть и др.». Кстати, в то время заикание в честь профессора называли «невроз Сикорского».
Старшим детям и взрослым, у которых неправильная речь зафиксировалась, им в большей степени нужны психологическая коррекция, психотерапевтическая, логопедические занятия. В России в 2011 году в прокате был удивительный фильм Тома Хупера по сценарию Дэвида Сайдлера «Король говорит!». Это фильм об избавлении короля Великобритании Георга VI от заикания. С королём проводил занятия логопед Лайонел Лог.
Важно помнить, что лечить заикание можно и в старшем возрасте. Важно чтобы у человека была уверенность в своих возможностях, ещё важно верить в своё излечение, стремиться к этому, проходить психологокоррекционную работу (индивидуальные занятия, групповые) использовать различные методики, в том числе и с применением компьютера.
Важно помнить, что заикание — это не приговор и его можно исправлять и корректировать. Заикание было у актрисы Фаины Раневской, точнее, когда она была девочкой Фаней Фельдман тогда она заикалась, когда она взяла псевдоним Фаина Раневская и стала актрисой то заикание у неё прошло. Существует мнение, что у неё был психологический комплекс, что когда она была маленькой, то думала, что она лишний ребёнок в семье, что её не любят. Известный писатель Сомерсет Моэм страдал заиканием. Он очень комплексовал по этому поводу, и стал писать книги, чтобы изложить свои мысли на бумаге. Теперь мы имеем возможность прочитать его великолепные произведения, например «Театр» и «Луна и грош». Широко известная актриса Мерилин Монро, заикалась, но научилась прятать свой дефект придыханием и вкрадчивым шёпотом, который так нравился мужчинам.
Всего вам хорошего.
Любите своих детей!