Найти тему
ТыжИсторик

Высоцкий - не совсем известный. Но живой.

Автор: Крыс Питерский (и Мыська)

Категорический шалом, друзья! У нас тут с Мыськой удача случилась. На ровном месте обнаружили человека, практически незнакомого с творчеством Высоцкого. Ну и испытали весь кайф прозелитизма, ознакомив неофита со всяким хорошим, наподобие "Баллады об уходе в рай" и "Лукоморья больше нет". Неофиту было интересно, а мы призадумались...

Мы так-то не один десяток лет являемся преданными поклонниками Владимира Семеновича. И наверное, потому и не обращались к его истории, что по классике когнитивных искажений - "ну все же про это знают!". А что если нет? Тем более, что частенько любители творчества - не особо интересуются биографией творца.

В общем, Мыська стукнула копьем и звонко проверещала: "Надо!". Как результат - получайте традиционно сумбурную и привычно субъективную подборку фактов об одном из лучших российских поэтов XX века.

Как вы там, потомки? На Тау-Кита полетели уже?
Как вы там, потомки? На Тау-Кита полетели уже?
  • Попал в чужую колею глубокую.

Как ни странно сейчас звучит - мы могли бы и не знать про артиста Высоцкого. Несмотря на то что сам Владимир Семенович с детства, что называется, "тянулся к театру", отец - практичный военный человек настоял на поступлении в МИСИ. Сын послушался и поступил. К слову говоря, вместе с одним из лучших друзей - Игорем Кохановским. Ага, тем самым, что позже "уедет в Магадан".

Закончилось все... Ну это не спойлер, закончилось все быстро и довольно драматично. Собственно, вот как про это вспоминает Кохановский:

Володя как-то очень быстро понял, что это не его дело. В ночь на новый, 1956 год мы сидели у Нины Максимовны… Да, мы были так рады, что поступили, и на радостях первое время часто прогуливали занятия. А когда началась сессия, выяснилось, что у нас каких-то зачетов нет. И главное, у нас не было сдано черчение, а экзамен третьего января. Второго мы должны были сдать эту работу. Мы решили Новый год не встречать (первого же чертить не будешь!), сидели у Нины Максимовны и чертили. Наварили кофе крепкого, чтоб не спать, разделили стол пополам книжками… Здесь — моя доска, а там — его доска. Что он чертил — я не знал, что я чертил — он тоже не знал. Ко второму часу ночи все было сделано, мы решили перекурить и выпить по чашке кофе. Потом он перешел на мою сторону, а я на его — и я расхохотался: что он начертил! Этого же никто не поймет! Ясно, работу не примут. И тогда он грустно-грустно взял оставшуюся гущу кофейную и полил ею свою работу: «Васечек! (Почему он меня так называл, не знаю.) Я больше в этот институт не хожу!» А я: «Что ты, как это… Мы с таким трудом поступили, между прочим, благодаря моему первому разряду…» А он: «Нет, я больше не могу, не хочу, я думаю поступать в театральное училище…»

В общем, Высоцкий забирает документы из респектабельного (конкурс порядка 15 человек на место!) института и поступает в школу-студию МХАТа. С довольно любопытной строкой в характеристике: "Слух — хороший, ритм — хороший, певческого голоса — нет".

  • Где твои семнадцать лет?

Довольно известная песня, как и многие другие растасканная на цитаты. А задумывались ли Вы о том, что это за Большой Каретный?

"Продвинутые" читатели наверняка вспомнят про Большой Каретный переулок, где Высоцкий провел детство и юность и логично предположат, что речь идет о родном доме.

Вот мы с Мыськой когда до Москвы добираемся - всенепременно заскакиваем в этот двор, символическую граммулечку выпить.
Вот мы с Мыськой когда до Москвы добираемся - всенепременно заскакиваем в этот двор, символическую граммулечку выпить.

Так да не так. Песня посвящена другу и можно сказать, наставнику Владимир Семеныча - Левону Кочаряну, известному режиссеру и актеру. В его квартире возникло и развивалось стихийное сообщество, в которое входили... Да кто только туда не входил.

Тарковский, Семенов, Кеосаян, Шукшин - вот навскидку лишь несколько фамилий. Забавно что наряду с рафинированной интеллигенцией, гостевали там и скажем так... Сомнительные личности. С которыми Высоцкий легко и с интересом сходился, так что колориту его "блатного цикла" мы во многом должны быть благодарны квартире №11.

  • Не писать мне повестей, романов...

Даже странно говорить, что для большинства Высоцкий - поэт и певец. Чуть реже его вспоминают как актера. А вот о том, что Владимир Семеныч довольно серьезно увлекался прозой... Не слышали, нет?

Не ведитесь на название. Это таки повесть.
Не ведитесь на название. Это таки повесть.

Числится за ним несколько рассказов (опубликованных!), киносценарий и конечно же, самое объемное его произведение - незаконченный и найденный только после смерти в бумагах барда "Роман о девочках". Весьма небезынтересное, к слову говоря, чтиво - весьма живописно бытописующее околокриминальную жизнь послевоенной московской молодежи.

И уж что совсем не вяжется с образом брутального мужика с гитарой - всю жизнь Высоцкий мечтал написать... Детскую книжку! О чем неоднократно говорил в интервью. Впрочем, для тех, кто в детстве заслушивался пластинками с его "Алисой в стране чудес" это, пожалуй, не покажется таким уж странным.

  • Мой отчаяньем сорванный голос

К слову, слушая ранние записи можно с удивлением отметить, что "та самая хрипотца" вовсе не прирожденное свойство его голоса. Скорее всего это результат травмы от перегрузки связок (впрочем, имеются разные версии). Но так или иначе, именно она стала визитной карточкой Высоцкого.

И сделала его одной из первых советских жертв пиратства. Во множестве продавались магнитные ленты не только с записями песен В.С. в исполнении других певцов, но и зачастую - никакого отношения к Высоцкому не имевшие.

Карамба, коррида и хау ду ю ду!
Карамба, коррида и хау ду ю ду!

И если о втором Владимир Семенович высказывался не без юмора, то первого категорически не любил. Ему в принципе неприятна была сама мысль о том, что кто-то поет его песни кроме него. Так что каждый раз слушая хорошие (а такие есть) перепевки Высоцкого мы таки стесняемся. Но продолжаем слушать. Этакое гилти плеже...

Вот такой небольшой рассказа получился. Надеемся, что было интересно. Ну, или как минимум появился повод переслушать В.С. Как говорится в нашем любимом анекдоте - тоже вариант...

Ну а мы прощаемся. Ненадолго, до завтра. Как обычно - всем тепла и мирного неба над головой! Искренне ваши, Крыс и Мыська.

Желающим поддержать шпильманский труд сообщаем - можно заслать малую копеечку на счет нашей драгоценной супруги 4276 5500 7703 9157. Это совершенно необязательно, но всегда очень приятноКаналы, на которые стоит подписаться!Научно-популярные каналы на Дзене: путеводительЗаглядывайте на огонек в наш личный каналИ конечно же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой