Найти в Дзене
Код Памяти

Иван Кожедуб - самый результативный пилот истребительной авиации страны

Оглавление

Ивана Никитовича Кожедуба можно по праву считать легендарным летчиком-асом Советского Союза. В Великую Отечественную войну он совершил более 300 вылетов и уничтожил 64 немецких самолета. Практически каждый полет Кожедуба был уникален: будущий маршал авиации всякий раз демонтировал целую серию неповторяемых маневров – змейки, развороты, горки, пикирования. Иван Никитович старался всегда опередить своего врага, не дожидаясь, когда он ударит первым. За свой героизм, проявленный на полях сражений «в воздухе», он удостоился множества регалий и наград.

Годы детства и юность

Иван Никитовича Кожедуб родился 8 июня 1920 года в населенном пункте Ображиевка (Черниговская губерния, Украина). Отец летчика был церковным старостой, мать занималась ведением домашнего хозяйства. Родители с детства прививали Ивану такие качества как трудолюбие и целеустремлённость. Будучи подростком, Иван заинтересовался плаванием, гимнастикой и лыжным спортом, поэтому, став летчиком, он мог выдерживать повышенные нагрузки. Уже в 13 лет Иван научился выжимать рукой гирю весом 32 кг. Спустя год юноша окончил среднюю школу и стал учащимся химико-технологического техникума. Вскоре у Ивана возникло жгучее желание покорить небо, поэтому он, недолго думая, записывается в аэроклуб. Затем были годы службы, а приобретенные навыки в кружке очень пригодились молодому человеку в будущем. Его направили в авиаучилище Харьковской области, где Иван проработал летчиком-инструктором вплоть до начала войны.

«Первый бой он трудный самый»

В 1941 году Кожедуб был эвакуирован в Казахстан. Но молодой человек постоянно писал рапорты, чтобы его отправили на фронт. И его прошение в конечном итоге было удовлетворено. Осенью 1942 года Ивана Никитовича везут в Москву, а вскоре он пополняет ряды 240-го авиаполка. Спустя несколько месяцев молодой человек совершил свой первый боевой вылет и едва не погиб. В силу неопытности Иван Кожедуб допустил серьезную ошибку – потерял из виду ведущего летчика. Этим и воспользовался противник, управлявший Мессершмиттом. Он выпустил серию выстрелов по кабине, в которой сидел Кожедуб. Шлемофон был поврежден, а от смерти молодого человека спасла бронеспинка кресла. Чудом уцелев в стычке с врагом, Кожедуб мог погибнуть от советских зениток, стрелявшим по немецким пилотам, когда Иван уже возвращался на аэродром. Молодому человеку удалось остаться в живых и посадить самолет, который уже не подлежал восстановлению. За совершенную в воздухе ошибку начальство хотело перевести Кожедуба на службу в систему аварийного оповещения. Но потом командование сменило гнев на милость, и Иван Никитович продолжил бить врага в воздухе.

Нестандартный прием

Летом 1943 года под Белгородом Кожедуб вступил в очередной бой с противником, но силы были неравны. Одной советской эскадрилье противостояли четыре десятка немецких самолетов. Молодой человек оценил превосходящие силы противника и пытался сбить хотя бы один вражеский аппарат. Но прицел долго не слушался. В какой-то момент Иван Никитович заметил, что один из Мессершмиттов немного отстал от остальных. Он мгновенно принял решение приблизиться к этому самолету и нажать на «огонь». Но выстрелы почему-то не достигали цели, и вражеский аппарат пикировать не торопился. Тогда Кожедуб пошел на максимальное сближение с противником и благодаря нестандартным маневрам все-таки сбил самолет неприятеля. На Курской дуге Иван Никитович продолжил практику применения фигур высшего пилотажа и вывел из строя целых 9 вражеских аппаратов. Советский летчик разработал свой фирменный стиль уничтожения врага – пойти на сближение, спикировать, атаковать снизу, а затем ударить выстрелами. Такой маневр не мог повторить никто, кроме Ивана Кожедуба.

В боях летчик проявлял хладнокровие, смелось, отвага и мужество – эти качества всегда помогали ему выйти из сражения победителем.

Свою первую звезду Героя Советского Союза он получил в 1944 году, когда уничтожил два десятка вражеских самолетов. Но история военных подвигов летчика-аса на этом не закончилась

В 1945-м Иван Кожедуб совершил невероятное: он первым сбил реактивный бомбардировщик нового поколения Люфтваффе Ми-262. А 17-го апреля того же года Кожедуб уже воевал в воздушном пространстве Берлина. Спустя четыре месяца легендарный летчик-ас удостоился очередного звания Героя и медали «Золотая звезда».

Послевоенные годы

После победы над фашисткой Германией Иван Никитович решил уделить внимание теории авиаполетов. Он продолжил службу в ВВС, но параллельно поступил в Военно-воздушную академию (Монино, Московская область). Отечественное авиастроение активно развивалось, и Кожедуб смог освоить управление новых образцов летательных аппаратов, включая МиГ-15.

В начале 50-х Иван Никитович возглавил истребительную дивизию, которую направили на войну в Корею. В результате этой операции его подразделение совершило более 200 успешных вылетов.

Карьера

В первой половине 60-х трижды Герой Советского союза стал замом командующего ВВС в Московском военном округе. Спустя несколько лет безупречной службы Кожедуба перевели в центральный аппарат ВВС. Следующая ступень карьерной лестницы легендарного летчика-аса – членство в Группе ген.инспекторов МО СССР. В середине 80-х Ивану Никитовичу присвоили Маршала авиации. Затем он стал депутатом ВС СССР.

Этот человек, чье имя навсегда вошло в историю отечественной авиации, не умел плести интриги и всегда говорил то, что думал. Его великие подвиги не останутся забытыми для потомков. Вклад Ивана Кожедуба в общую победу над гитлеровской Германией просто неоценим. Всегда нужно помнить и о своих родных и близких, которые погибли на полях сражений, добывая свободу для своей страны. Сохранение памяти о близких, которые ценой собственной крови ковали победу в войне – обязанность каждого. Сегодня у вас есть уникальная возможность, чтобы составить генеалогическое древо. Родословная – эта та скрепа, которая объединяет русский народ. Благодаря современным технологиям стало возможно создать цифровой памятник. Сохранить связь между поколениями можно, если составить семейное древо. Не пренебрегайте данной преференцией!