Практически в каждой республике можно найти село Ольгино, станицу Ольгинскую или хутор Ольгинский. А во Владикавказе в честь княгини Ольги Романовой стоит мост через Терек, как символ связи столицы и Кавказа
Супруга наместника Кавказского Михаила Николаевича Романова (родного брата императора Александра Второго), была в горном краю всеобщей любимицей. Приезжая сюда из холодного Петербурга, княгиня оставляла свойственную барышням 19 века меланхолию и заряжала все жизнью.
Особый трепет Ольга Федоровна испытывала к Северной Осетии: здесь ее венценосное семейство проводило большую часть времени: дела государственные обязывали ее супруга-наместника находиться близ главной кавказской магистрали тех лет. Пока муж был на службе многодетная княгиня не скучала и давала всей своей неуемной жажде жизни и энергии выход. Не жалела Ольга Романова и личных денежных средств на благие дела. Она построила несколько десятков различных школ и училищ, особое внимание уделяла женской грамотности, при ее поддержке появилась гимназия, которую назвали не иначе как Ольгинской, но самое главное, супруга наместника стояла у истоков «Общества распространения православного христианства на Кавказе». В 1866 году княгиня открыла приют, который вскоре был преобразован в дамское учительское училище. За 50 лет его существования из него выпустилось более пятисот женщин-педагогов, которые несли грамотность в массы высокогорных аулов, отдаленных сел и станиц по всему Северному Кавказу.
На Кавказе Ольгу Федоровну любили, и она это знала, каждый раз возвращаясь в Петербург всем сердцем рвалась на Кавказ. Надо сказать, она не особо баловала особняк на Дворцовой набережной своим присутствием, а светскому обществу предпочитала общение с горянками и совместному чтению книг. Госпожу Романову еще при жизни стали называть просветительницей, а в честь нее называть населенные пункты и улицы в городах. Практически в каждой республике можно найти село Ольгино, станицу Ольгинскую или хутор Ольгинский. А во Владикавказе в честь Великой Просветительницы стоит мост через Терек, как символ связи столицы и Кавказа.
Увековечить имя княгини Ольги доверили сразу двум мостостроителям — иностранцу и русскому зодчему. Так из двух совершено разных взглядов на вид арочного моста появился чугунный или иначе металлический мост, к которому сейчас можно пройти с улицы Плиева (ранее улица носила имя княгини). Стройка велась всего пять месяцев. За это время рабочие установили четыре арочных пролета, а ширина проезжей части составила 6,5 метров. Лес для настила привезли из Касарского соснового ущелья, где любила бывать княгиня. Супруга наместника не любила вычурность, поэтому мост сделали без сложных элементов помпезности с практически воздушными тумбами, на которых располагались уличные фонари.
Построенный в 1863 году мост простоял почти век. В 50-х годах нового столетия городские власти признали сооружение непригодным для реконструкции. Взамен чугунного княжеского моста здесь был сооружен современный железобетонный. Но память о Просветительнице сохранили: все подлежащие реставрации части моста были использованы по прямому назначению на других надводных переходах. Так один мост дал начало нескольким артериям, которые соединили город. Так же, как и проложила маршрут образования в свое время великая княгиня из столицы на Кавказ.
Валерия Поддаева