Найти тему
Производства России

На помощь атомным: мощные мелкосидящие ледоколы начали строить в Петрозаводске

Два новых мелкосидящих ледокола произведут на Онежском судостроительно-судоремонтом заводе (ОССЗ). На модернизацию петрозаводского предприятия потратили более 4 млрд рублей. Первое судно спустят на воду уже через два года.

Малая альтернатива

Привычно слышать об атомных ледоколах класса 22220, которые призваны осуществлять круглогодичную навигацию в суровых арктических условиях Севморпути. Но имеются и другие моря, которым такие гиганты «не по размеру». Поэтому были спроектированы мелкосидящие ледоколы, способные проходить в неглубоких водах.

Заказчики и исполнители

В 2002 году в РФ создали ФГУП «Росморфлот» – предприятие, призванное совершенствовать госуправление морскими торговыми и специализированными портами и развивать госмортранспорт. Именно «Росморфлот» выступил заказчиком двух современных мелкосидящих ледоколов проекта 22740М.

Изначально договор о строительстве подписали с дальневосточной верфью «Звезда». Позже все изменилось, и заказ перешел ОССЗ – заводу, который до ныне никогда не строил суда подобного типа. Проектировщиком выступило Питерское конструкторское бюро «Лазурит».

Предназначение

Важнейшее преимущество ледокола – его осадка, всего 3,2 метра. Данный параметр поможет осуществить задуманное, а именно навигацию по внутренним неглубоким морям – Азовскому, Каспийскому, Белому, Балтийскому, а также по другим внутренним маршрутам. Ожидается высокий показатель маневренности и управляемости за счет специальной системы пневмообмыва корпуса.

Ледокол будет:

  • осуществлять навигацию в холодное время года;
  • помогать судам проходить через ледяные массивы;
  • осуществлять буксировку кораблей:
  • обслуживать акваторию портов и прибрежную инфраструктуру;
  • оказывать помощь при аварийно-спасательных действиях.

Открытая палуба располагается на корме со срединным расположением машинного отделения с электродизельной энергоустановкой.

Технические особенности

Ледокол проекта 22740 М – это один из самых мощных судов данного класса в России, который обладает малой осадкой и мощностью на винтах 6 МВт при ледовом классе Icebreaker6. К примеру, мелкосидящие ледоколы проекта 1105, построенные по заказу СССР в Финляндии, имеют мощность винтов примерно 4,6 МВт и всё еще эксплуатируются в России.

Новое судно, заложенное в Петрозаводске, будет обладать следующими характеристиками:

  • длина – 81,5 м;
  • ширина – 17 м;
  • автономность плавания при полной заправке топлива – более 10 дней;
  • скорость на тихой воде – 14 узлов или 26 км/ч;
  • прохождение льдов – до 1 м толщиной;
  • экипаж – 24 человека.

Эксплуатация судна будет возможна при температуре воды от -2 до +30С, воздуха – от -40 до +34С.