Детские психологи утверждают, что сравнивать малыша с другими – это хорошо. Однако делать это нужно правильно, а не для того, чтобы показать, будто какой-то посторонний малыш лучше, умнее, ловчее.
Современные родители опасаются прибегать к этому методу, переживая, что это может обидеть ребенка, унизить его еще не окрепшее достоинство.
И все же доказано, что именно сравнение может выступить полезным инструментом воспитания.
Мотивация
Сравнение может выступить в качестве должной мотивации. Для этого нужно, чтобы ребенок увидел в сверстниках хороший пример в виде достижений, успехов.
- Если у родителя возникло желание заинтересовать чадо в развитии какого-то хобби или в спорте, то важно грамотно продемонстрировать ему те положительные навыки, черты и эмоции, которые испытывают другие детки.
Нужно вдохновить ребенка, а также убедить в том, что он имеет все шансы повторить, а то и превзойти достижения того, кто был поставлен в пример.
«Обратная связь»
Посредством использования этого метода воспитания можно «достучаться» до малыша, чтобы тот задумался о своем поведении, решениях и действиях.
- Например, капризному и упрямому ребенку противопоставляют примерное поведение однокашника в саду или сверстника на площадке.
Однако нельзя требовать, чтобы ребенок «был таким же послушным».
Важно направить ребенка на мысли о том, что он не хуже, а даже лучше других, а значит, способен вести себя послушно.
Обучение
Это явление способствует повышенному старанию и интересу ребенка в обучении. И снова, нельзя пересекать ту хрупкую грань, где «у Лили вон какой красивый почерк, а у тебя – нет».
- Напротив, пусть у Лили и красивые буквы, но ваше чадо может еще лучше, а чтобы этого добиться, нужно попрактиковаться, потренироваться, примешав сюда что-то интересное, например, научить ребенка правильно писать названия любимых машин, фруктов и т. д.
«Правильное» сравнение
Чтобы данный метод принес пользу, а не обидел малыша, родителю самому нужно придерживаться определенных правил:
1. Сравнивать только с детьми, которые равны по возрасту и уровню развития. Нет никакой необходимости приводить пятилетнему малышу достижения третьеклассника.
2. В качестве хорошего примера выступает нечто интересующее чадо. Не стоит противопоставлять «красивые» игрушки или «чистую одежду» другого малыша, это и может подкосить самооценку.
Чужие дети не должны быть лучше, но они могут стать достойным примером для подражания.
3. Каждое сравнение должно быть позитивным. Ребенок нисколько не хуже других, не глупее или слабее. Вам малыш всегда может «превзойти» других, если приложит усилия.
Сравнение с другими приносят пользу при грамотной манипуляции этим явлением. Оно должно мотивировать, заинтересовать, вызвать желание действовать.
И никогда нельзя переставать выражать чаду поддержку, даже если не все получается сразу.