Найти тему
Психология

Развитие памяти

Память – это психическая функция и один из видов умственной деятельности. Ее задача – накапливать, хранить и затем в нужный момент воспроизводить в сознании хранящиеся в ней знания, навыки, опыт, впечатления.

Метод римской комнаты [Метод Цицерона]

1. Создаем матрицу или опорные [основные] образы. Это – уже известные нам предметы, к которым будем привязывать нужную для запоминания информацию.

Для этого вы можете использовать обстановку хорошо знакомой вам комнаты, или всю свою квартиру, офис, квартиру подруги/друга, а также путь на работу или в магазин, любой другой знакомый маршрут, часто посещаемые вами места в городе. В общем, нужно вообразить что-то, что вы хорошо знаете и помните. Именно поэтому чаще всего речь идет о комнате – к которой мы привыкли и хорошо ее знаем, как свои пять пальцев.

Имейте в виду, что в этом деле важно запомнить и соблюдать определенную последовательность опорных образов. Двигаться по комнате, запоминая те или иные предметы, следует по часовой стрелке, а также идти по правой стороне улицы. Опорные образы – это, как я уже сказал, известные, хорошо знакомые нам образы. Например, обстановка в вашей комнате: дверь, окно, потолок, угол, стена, люстра, картина, шкаф, книги, стол, стул, настольная лампа, монитор, телевизор, балконная дверь, ковер, гладильная доска, диван, тумбочка и другие вещи. Дорога на работу вам тоже наверняка хорошо знакома: скамейка, газон, березка, мусорный бак, столб, школа, детский сад, остановка, газетный киоск, магазин, урна и так далее. Вот ко всему этому нужно привязать отдельные части информации, которую вы хотите запомнить.

2. Закрепляем матрицу. Теперь нужно несколько раз пройтись по комнате и хорошенько все в ней запомнить. Закрепите последовательность наблюдаемых вами образов. Можно сделать это мысленно, то есть, можно вспомнить комнату и мысленно по ней пройтись, запомнив последовательность образов. Благодаря этому укрепляется “нить”, на которую мы будем нанизывать новую информацию, которую хотим запомнить. В общем, запоминание предметов в комнате не должно быть хаотичным – нужно строгая последовательность. Потому что наш мозг тем лучше все воспринимает и запоминает, чем более осмысленной и логичной является получаемая им информация.

3. Привязка. Теперь вам нужно привязать к знакомым образам необходимую для запоминания информацию. К примеру, вы хотите запомнить слова: сердце, мышь, дождь, певица, мяч, лошадь, молоток, игрушка, ведро, облако, сом, шина, груша. Для запоминания этого списка слов цепляем слова на нашу матрицу [нанизываем на нить]. Для этого мы используем обстановку комнаты [опорные объекты, указанные в примере выше].

Давайте рассмотрим с вами пример подобного запоминания. Допустим, вы говорите себе: Я подхожу к двери и вижу, как на ней висит огромное красное сердце, я открываю дверь и вижу, что в угол бежит толстая мышь размером с поросенка, я поднимаю свой взгляд на стену, по которой струятся частые капли дождя, на стене висит картина, а на ней певица, широко открывая рот, исполняет песню, на полу лежит маленький красный мячик размером с горошину, из книги на полке галопом выскакивает оранжевая лошадь и так далее. Принцип запоминания именно такой. Мы из информации делаем целый рассказ, причем очень красивый и необычный – наполненный яркими, с одной стороны хорошо знакомыми, а с другой, непривычными образами – производящими на нас впечатление. Такое сложно не запомнить. По этой причине, кстати, многие писатели пишут увлекательные рассказы, наполненные необычными образами, которые достаточно детально описываются в книге, чтобы отпечататься в памяти. Поэтому люди помнят содержание этих книг.

4. Правила запоминания. Теперь рассмотрим несколько важных правил запоминания информации.

  • Новые образы «цепляем» на места, которые имеют хорошее освещение, чтобы эти образы были достаточно четкими;
  • Меняем размеры различных образов на противоположные. То есть, маленькие увеличиваем, а большие делаем мелких размеров [мышь размером с поросенка, маленький красный мячик размером с горошину];
  • Делаем связку, так называемый “крючок” между знакомым [опорным] образом и новым ярким, интересным, необычным, динамичным – производящим сильное впечатление [для этого лучше использовать какое-нибудь действие или непривычный цвет]. Если молоток будет просто лежать на столе, то это как-то скучно и поэтому может не запомниться. А вот стук молотком по столу – запоминается лучше. А если им стукнуть по чему-нибудь еще более интересному, то вы этого точно не забудете. Думаю, понятно почему.

Метод Цицерона очень эффективен и поэтому часто используется на многих курсах и тренингах по развитию памяти. Он хорош прежде всего тем, что ему очень легко научиться. За, каких-нибудь, две-три, максимум пять тренировок, каждый человек спокойно овладеет этим способом запоминания информации. Люди любят все простое, чему легко и быстро можно научиться. Еще один плюс данного метода в том, что его можно применять в любое время и в любом месте. Неважно, где вы находитесь – в офисе, в магазине, музее, в гостях, на лекции. Главное, чтобы обстановка, которую вы запоминаете – была более или менее хорошо знакома вам, тогда вы сможете привязать к ней нужную информацию. Рекомендую вам воспользоваться методом Цицерона для развития памяти в первую очередь. Убедитесь в его простоте и эффективности. Вполне возможно, что одного только этого метода вам будет более чем достаточно для улучшения своей памяти.

Эмоции. Теперь поговорим о том, как эмоции помогают нам запоминать информацию. В меру сильные эмоции позволяют запоминать очень большие объемы информации, если эта информация по своему содержанию соответствует испытываемым человеком эмоциям во время ее усвоения. То есть, логика такова – если вам весело – осваивайте веселую или просто, более или менее позитивную информацию, тогда она лучше вами запомнится. А если вам грустно, тогда и та информация, которую вы хотите запомнить, тоже должна быть грустной. Иначе говоря, ваше эмоциональное состояние и информация, которую вы хотите запомнить – должны соответствовать друг другу, тогда память ваша будет работать значительно лучше. Соответственно, чтобы запомнить определенную информацию, более или менее имеющую определенные эмоциональные оттенки, необходимо улучшить или ухудшить свое настроение. Скажем, можно посмотреть комедию, перед тем как начать учить позитивные стихи, или посмотреть, почитать, послушать что-то грустное, чтобы запомнить не самую радостную информацию. Таким образом можно настроить свой мозг на запоминание определенной информации, улучшив этим свою память. По моим наблюдениям и экспериментам над собой, умеренное стрессовое состояние позволяет в значительной степени улучшить память для запоминания негативной или нейтральной информации, ибо в таком случае мозг придает больше значение тому, что мы изучаем, а значит и запоминает лучше всю воспринимаемую им информацию. Более подробно об этом говориться в следующем пункте.

Стресс. Запоминание информации с помощью стресса, а, следовательно, и улучшение, развитие памяти с его помощью – это один из наиболее тонких инструментов, которым далеко не всякий человек умеет пользоваться. При этом, данный метод развития памяти очень эффективен. Он относительно прост и одновременно достаточно сложен – вам необходимо вогнать себя в стрессовую ситуацию и находясь в ней начать осваивать определенную информацию, преимущественно нейтральную или негативную, которая бы воспринималась вашим мозгом, как реальная или потенциальная угроза, которой следует уделить особое внимание. Память в таком случае будет очень хорошо работать, так как, если помните, всю важную информацию мозг запоминает очень хорошо, в смысле, она остается в его сознательной части и при необходимости мы легко ее можем вспомнить в будущем. А информация, полученная во время стресса, а следовательно, и связанная с ним – это несомненно важная информация. Ведь, все, что связано с угрозами и опасностью, мозг обязательно должен помнить, чтобы уберечь нас в будущем от этой опасности, поэтому в стрессовой ситуации мозг человека очень активно работает, и память его улучшается.

Однако есть одно большое “но!” Сложность этого метода заключается – в индивидуальной для каждого человека дозировки стресса, вот почему при групповых занятиях по улучшению памяти этот способ не используется. Ведь у учителей нет возможности заниматься каждым человеком в отдельности и нащупывать у него границы между тем стрессовыми состоянием, когда его память работает отлично, и тем, после которого он ничего не помнит. А вы наверняка знаете, что некоторые стрессовые ситуации люди не помнят, ибо не хотят их помнить, да плюс к этому работа мозга после определенного порога напряжения становится хуже, то есть, память становится хуже. Однако есть одно правило, придерживаясь которого, можно с высокой степенью эффективности пользоваться стрессом для улучшения своей памяти. Стресс должен быть – непродолжительным, и сильным ровно настолько, насколько это приемлемо именно для вас по вашим собственным наблюдениям за самим собой. А именно, в течение тридцати или чуть более минут после получения порции стресса, нужно изучать важную для вас информацию. Затем память будет становиться все хуже и хуже, поэтому надо уложиться в этот непродолжительный отрезок времени, запоминая важную для себя информацию. Стресс может быть разным, в зависимости от ситуации и возможностей человека. Можно поэкспериментировать – погружая себя в стресс с помощью разных методов и смотря за тем, какой из них лучше всего способствует запоминанию информации.

В некоторых случаях людям рекомендуют во время изучения чего-либо – погружать руки в холодную воду, и таким образом вгонять свой организм в стрессовое состояние и за счет этого улучшать свою память. Но лично я действую иначе – я обычно вспоминаю что-нибудь не самое хорошее в своей жизни во всех подробностях, что огорчает или злит меня, а затем, находясь в состоянии стресса, начинаю привязывать к нему важную для меня информацию, которую хочу запомнить. Вы можете найти для себя более приемлемый способ вхождения в стрессовое состояние, для улучшения памяти. Не забудьте только определить для себя приемлемые для вас дозы стресса и наблюдайте за временем, в течение которого ваш мозг работает очень активно. Возможно, у вас он будет работать дольше указанных 30 минут.

Внимание. Тоже очень важный метод развития памяти. Благодаря вниманию человек может запомнить большое количество информации достаточно точно. Особенно хорошо оно позволяет запомнить множество всяких деталей, которым люди обычно не придают большого значения. Однако именно детали – которым мы уделяем свое внимание, заставляют наш мозг считать получаемую нами информацию важной. Но при этом, уделять достаточное количество внимания мы можем не многому. Нам нужно выбирать – на что будет направлено наше внимание. К тому же, само внимание тоже необходимо тренировать, так как у многих людей оно рассеянно и им сложно на чем-то конкретном сосредоточиться. Для тренировки внимания существует очень хороший, проверенный многими людьми метод, заключающийся в воспроизведении какого-то предмета в мельчайших деталях. Лучше всего подчеркнуть все мельчайшие детали какого-нибудь предмета с помощью детализированного рисунка. Возьмите любую вещь, например, тарелку. Для начала желательно, чтобы вещь была средней степени сложности, и нарисуйте ее во всех подробностях, с учетом всех деталей. Качество рисунка значения не имеет, значение имеет его детализированность. Важно подчеркнуть все детали тарелки во всех подробностях. И даже можно и я считаю нужно отвести от этого рисунка стрелки и сделать надписи – какую из деталей тарелки вы заметили и в чем ее особенность. Например, можно запечатлеть на рисунке маленький скол, вмятину, рисунок, какой-нибудь пупырышек на тарелке – отвести от него стрелочку и подписать: скол, вмятина, такой-то рисунок, пупырышек и так далее. Чем больше деталей вы подчеркнете, тем лучше. Затем можно перейти к более сложным предметам, например, к сотовому телефону, и начать не просто рисовать его детально, но и подробно описывать каждую из функций этого телефона. Привычка внимательно все изучать и описывать, выработанная подобным образом, позволит вам развить свою внимательность и наблюдательность, а вместе с ними и память. Информация, которой мы уделяем максимум своего внимания, замечая и подчеркивая мельчайшие детали этой информации, мозгом очень хорошо запоминается. К тому же, такое упражнение, сделает из вас очень хорошего аналитика, который будет очень внимательным и наблюдательным, что для любых дел является очень большим плюсом.

Осмысление. Для тренировки памяти следует также осмыслять получаемую информацию, тогда она останется в памяти надолго. Дело в том, что осмысление и как следствие понимание полученной информации – это совсем не то, что ее простое запоминание. Человек с хорошей памятью может прочитать книгу и запомнить все, что в ней написано, но ничего при этом не понять. Тогда от его памяти толку будет мало, разве что только на экзамене он сможет себя хорошо проявить, пересказав слово в слово прочитанное, но не в жизни, где часто необходимо действовать нестандартно, нешаблонно. Осмысление информации, это, своего рода, ее переваривание, с целью практического применения этой информации в будущем самыми разными способами и выведением из нее новой практической информации. Чтобы осмыслить информацию, необходимо придерживаться нескольких несложных правил. Они представлены ниже.

1. Правило первое: предсказывание знания. Собственно, задача очень простая – перед тем, как начать читать статью, книгу [или отдельную главу из книги] или слушать выступление, смотреть семинар, постарайтесь по названию и по уже известной вам информации угадать, о чём будет идти речь в книге, статье или выступлении. Особо глубоко углубляться в это предсказание не обязательно, детали не важны. Достаточно просто составить небольшой план — автор будет говорить о том-то и о том-то. Это позволит вам подготовиться к восприятию информации, позволит, как бы, начертить небольшой план в голове по тому, как ее воспринимать.

Если, допустим, вы хорошо разбираетесь в той теме, о которой собираетесь узнать и которую вам необходимо запомнить, то наверняка сможете с достаточной точность указать – о чем должен рассказать автор. Совсем необязательно, что он скажет именно это, но велика вероятность того, что многое из сказанного им совпадет с вашими ожиданиями. А вот если вы плохо в ней разбираетесь – просто подумайте о том, что вам нужно узнать из предстоящего прочтения или выступления, чтобы узнать больше. Решите для себя, какую пользу вы должны получить от посещения какого-то семинара, тренинга, курса, от прочтения какой-то книги, статьи, и от общения с каким-то человеком. Если, допустим, вы собираетесь прочесть какую-нибудь новостную статью в газете или на новостном сайте, то вспомнив о тех событиях, о которых вы читали, к примеру, в течение предыдущей недели, месяца, вы сможете предсказать, о чем, вероятнее всего, пойдёт речь в этой новостной статье, какие вопросы будут в ней затронуты и какие ответы могут быть, прежде всего вами получены на те или иные вопросы (кто выдвигается на выборы, какую программу предлагает кандидат, какие ее основные пункты и в чем их особенность, какими могут оказаться результаты выборов, прогнозы аналитиков и так далее и тому подобное).

В результате, в процессе чтения статьи, вы сможете сравнивать свои ожидания и предположения от прочтения, с тем что вы читаете. И замечая все, что присутствует в статье, благодаря своей сосредоточенности на ней – вы сможете лучше понять детали, так как не упустите их из виду, что позволит вам увидеть новое – не предсказанное вами. Это поможет вам по-новому взглянуть на изучаемую вами тему, с неожиданной стороны.

Читая что-либо таким образом, вы уже воспринимаете не сплошной поток информации, добравшись до конца которого, вы можете забыть, что было в самом начале, а отдельные блоки информации, анализируя каждый из этих блоков и собирая из них общую картину событий. Так информация лучше усваивается и лучше запоминается.

2. Правило второе: задавайте вопросы. В процессе запоминания информации, для ее осмысления, вам необходимо постоянно задавать себе следующие вопросы: почему, зачем и как? Вот, скажем, делает автор книги какое-то утверждение, а вы возьмите и задайтесь вопросом – а почему оно так, а не иначе? А также: зачем делать что-то, что автор советует делать? И как это следует делать? А есть ли другой способ это сделать? А не ошибается ли автор? Ну и так далее. Смысл в том, чтобы не просто кидать в свою голову информацию отдельными кусками, а как бы вписать ее в уже существующую в вашей голове мозаику знаний об этом мире и о том, о чем вы узнаете. Тут еще и критическое мышление активно задействуется, помогая нам отвергать некачественную, ошибочную и ложную информацию, благодаря чему наша память запоминает только самое ценное, в чем мы действительно нуждаемся, и запоминает она это очень хорошо. Конечно, мы не можем знать наверняка, какая информация является верной, а какая нет, но стремление отделить зерна от плевел само по себе является полезным, как для памяти, так и для мышления в целом.

3. Правило третье: установление причинно-следственных и следственно-причинных связей и зависимостей. Очень важное правило, без которого осмысление информации невозможно. Тут мы задействуем свою логику, чтобы найти связь между одним куском информации, одним утверждением автора, одним фактов, и другим. Такой подход к запоминанию информации, позволяет сразу же сложить целую картину из отдельных кусков, а недостающие куски, как это делают сыщики – заменить собственными предположениями.

Допустим, автор пишет, что: в таком-то доме произошел пожар и в нем сгорели деньги одного из жильцов, в результате чего он должен получить от страховой компании хорошие выплаты, компенсацию.

Мы видим, что изложены определенные факты, но не указана связь межу ними, вернее, ее недостаточно для того, чтобы понять возможные причины и последствия произошедшего. Хотя определенную связь провести можно – случился пожар, человек понес убытки, страховая компания ему их возместит. Но, тут нужно понять причинно-следственную связь между случившимся и тем, что к этому привело, а вернее, могло привести. Скажем, возникает вопрос – почему случился пожар в доме, что стало его причиной? Ищем причину. Находим. А точнее – узнаем от экспертов или от пострадавшего о ней. Допустим, речь идет о замыкании электропроводки. Тут все понятно, замкнула проводку – случился пожар. Все логично, из одного вытекает другое, причинно-следственная связь установлена. А значит и картина события стала более полной и ясной, а значит и понять ее легче, а значит и запоминается она лучше.

Теперь давайте пытаемся установить следственно-причинную связь и зададим для этого такие вопросы – а что еще могло стать причиной пожара? А кому он, быть может, чем-то выгоден? А не выгоден ли этот пожар тому, кто якобы от него пострадал? А не мог ли он сам его устроить, чтобы украсть свои собственные деньги и потом еще страховку получить? Таким образом, мы движемся обратно по времени, устанавливая возможные причины пожара. Иными словами, следствие – пожар, могло наступить по разным причинам, которые необходимо учитывать, составляя более широкую картину произошедшего. Таким образом, осмысляя информацию в ее более широком виде, за счет установления причинно-следственных и следственно-причинных связей – мы намного лучше ее запоминаем, поскольку наш мозг воспринимает ее как важный для нас жизненный опыт.

4. Правило четвертое: разбиение информации на куски и собирание ее воедино. Чтобы осмыслить информацию, необходимо уметь разбивать ее на куски, а затем опять собирать, то есть, проводить анализ и синтез информации. Чтобы это сделать, необходимо уметь анализировать информацию. Для этого сначала надо понять, что автор хотел сказать с помощью всего своего текста (всей книги, статьи), затем, понять, что он хотел сказать с помощью отдельной его главы, отдельного абзаца, отдельного предложения, отдельно взятого слова. Затем мы точно также движемся от небольших отрезков текста к его полному осмыслению. В общем, сначала мы расчленяем текст и по кускам его изучаем, затем снова складываем его из этих отдельных кусков, устанавливая связь между ними для понимания всего текста (книги, статьи). И главное, надо задаться вопросом – почему автор хотел нам сказать что-то, какую цель он преследовал? Некоторые авторы мыслят хаотично, у них информация представлена кусками, в виде не связанных друг с другом фактов, что в свою очередь затрудняет понимание их смысла в целом, но упрощает понимание по отдельности этих кусков. А упрощение понимания, упрощает и запоминание. Вопрос лишь в том – какой толк от хорошо запомненных разрозненных фактов.

5. Правило пятое: практическое применение полученной информации. Чтобы понять то, что вы узнали, надо найти способ применить полученные знания на практике, дабы таким образом увязать их с реальной жизнью, а значит и показать своему мозгу важность и полезность полученной вами информации, тогда он ее хорошо запомнит. Прочли вы книгу или прослушали лекцию – задайтесь вопросом – а что мне это дало, даст? Какая польза мне от этой информации? Как я смогу применить ее на практике? Чем она отличается от другой получаемой или уже полученной мною информации, чем она важнее ее? Эти вопросы помогут вам понять, что затолкали в вашу голову вы сами или другие люди и помогут вам найти этим знаниям применение, если оно есть. А оно должно быть. Информация должна работать. Тогда насколько важна или неважна эта информация вы сами поймете. И если она окажется для вас на самом деле важна и полезна – вы ее запомните.

Интерес. Интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на запоминание интересных вещей много усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным, точнее, информация, которую мы хотим запомнить, должна быть для нас интересной. А основа формирования интереса — цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, учебы, жизни, то ее освоение будет более продуктивным. Осознайте для себя те выгоды, которые вы получите от запоминания той или иной информации, или, что еще важно в некоторых случаях – это любопытство, которое тоже делает информацию интересной и легко запоминающейся. Я для этого люблю читать разные книги, так сказать, по настроению, не заставляя себя читать что-то определенное, только потому, что мне это нужно, а возвращаясь к этому лишь тогда, когда я расположен к усвоению этой нужной мне информации. Это делает процесс получения знаний интересным, что очень важно для запоминания. И лично я, благодаря такому подходу много запоминаю и многое понимаю из прочитанного, увиденного, услышанного. Жизнь человека вообще должна быть интересной, чтобы он все делал с желанием, в том числе и запоминал что-то.