Ее судьба была яркой и насыщенной, но, увы, завершилась не так, как положено знаменитостям. Модельер Надежда Ламанова, заставшая Россию имперскую и советскую, умерла в безвестности, хотя ранее ее коллекции заставляли содрогаться от зависти даже знаменитую мадам Шанель.
Надежда Ламанова происходила из дворянского старинного рода, ее отец Петр был полковником, а вот о матери известно не так много. Разве что она происходила из семьи некоего генерал-майора. Будущий модельер родилась в поместье в деревне Шузилово. Увы, от былого аристократического величия не осталось практически ничего, так что семья жила очень скромно и бедно для своего класса.
Надежда была старшей из пяти сестер, а потому, когда родители ее скончались, она отправилась покорять Москву, чтобы найти достойный заработок и прокормить младших сестер. Родовое имение дохода не приносило, а долги только росли с каждым годом. Потому Ламанова поставила перед собой задачу - обучиться профессии швеи.
Девушка постигала науку портных в школе шитья Ольги Суворовой, а уже в 1879 году устроилась моделисткой в мастерскую мадам Войткевич, где одевалась вся элита столицы. И выяснилось, что молодая швея обладает даром шить наряды, которые подчеркивали индивидуальность своих хозяек. Надежда Ламанова часто делала образы, совершенно далекие от тех картинок мод, которые приносили заказчицы. Разумеется, на моделистку сыпались поначалу жалобы, но в итоге даже самые капризные дамы света признавали, что все платья и костюмы прекрасно сидят и только подчеркивают достоинства фигуры, не акцентируясь на недостатках.
Именно это принесло Надежде Петровне заслуженную славу и восхищение. Так что она рискнула работать самостоятельно, и в 1885 году открыла собственную мастерскую.
Как-то раз к ней привез свою любовницу, артистку Малого театра, молодой и прекрасный собой юрист Андрей Каютов. Хозяйка ателье его настолько очаровала, что прежняя возлюбленная была забыта. Межде молодыми людьми завязался роман, который потом перерос в крепкий брак.
Именно благодаря супругу, который вращался в театральных кругам, Надежда познакомилась с Константином Станиславским, на тот момент начинающим актером. Вообще Каютов всегда поддерживал начинания своей жену, позволил ей учиться в Париже и помог открыть салон на Тверском бульваре. К модельеру начинают ездить одеваться именитые люди со всех концов России и даже из-за рубежа.
Каждое платье Ламановой было произведением швейного искусства, наряды Надежды Петровны ценились не только за исключительный крой и индивидуальность, но и за уникальность. Каждая дама носила неповторимое платье от Ламановой, единственное в городе.
В 90-х годах девятнадцатого столетия Ламанова получила звание поставщика Её императорского Величества. Для императорской семьи Надежда Петровна шила повседневную одежду, а также знаменитые костюмы для бала в Зимнем дворце 1903 года. Ее салон был участником первой международной выставке исторических и современных костюмов в Петербурге. А затем Константин Станиславский предложил модельеру заняться изготовлением театральных образов.
В октябрьскую революцию Надежда Ламанова потеряла все - салон, мастерскую, дом, состояние, даже свое положение в обществе. Она пыталась уехать из России, но в 1919 году ее арестовали. Причиной стало ее дворянское происхождение. Впрочем, у нее были защитники и среди приверженцев социализма и коммунистической власти. По просьбе Максима Горького швею выпустили из Бутырки уже через два с половиной месяца. И Надежда Петровна начинает все с нуля.
Ей 50 лет, но она полна сил и решимости творить дальше. Да, это уже не тончайшие материи, не шелк и газ, но из солдатского сукна и грубых холстин тоже можно шить прекрасные наряды. И пусть их носят все женщины Советского Союза! Так Ламанова начинает разработку моделей для массового потребителя.
Впрочем, не забывает Надежда Петровна и о театре. Именно она создает костюмы для постановок Булгакова, Вахтангова и Горького, а также некоторых кинокартин. В 1922 году она получает членство в Академии художественных наук.
А уже через три года случился фурор коллекции Ламановой на Всемирной выставке декоративного искусства в Париже. Платья и другие наряды она шила из того, что было под рукой. Льняные и хлопковые вещи украшали вышивки по эскизам орнаментов Веры Мухиной. Каждый образ дополнялся аксессуарами из дерева, соломы, раковин и грубого шнура. В итоге именно этой коллекции жюри присудило Гран при, хотя в соревновании участвовали именитые модельеры, даже сама Коко Шанель.
Тем не менее Надежда Петровна не бросила шить на заказ. Среди ее клиентов были актрисы Ольга Книппер-Чехова, Лидия Коренева и знаменитая советская блондинка Любовь Орлова, также жены и любовницы партийных работников. Даже Лиля Брик одевалась у Ламановой.
Надежда Петровна, даже когда ей перевалило за 70, продолжала работать, создавая костюмы для спектаклей МХАТа. Когда умер ее любимый супруг, модельера поддержали близкие друзья - Константин Станиславский и Вера Мухина. Но все же постепенно слава известного советского дизайнера сошла на нет.
Надежду Ламанову с сестрой в 1941 году должны были эвакуировать вместе с театральной труппой МХАТа. Увы, болезнь сестры помешала им вовремя прибыть в пункт сбора, так что автобус уехал без женщин. Никто не вспомнил о Надежде Петровне.
Ламанова в расстроенных чувствах присела на скамейку, а на следующий день, когда она с сестрой шла в убежище в метро, то упала и больше не поднялась. Ее сразил сердечный приступ. До недавнего времени даже могила Надежды Петровны числилась в пропавших, однако в 2010 году было установлено ее местонахождение. Прах известной швеи-модельера покоится рядом с супругом Андреем Каютовым.
Источник: https://dzen.ru/a/ZHnHrRdaAzc6Vx8O