Найти тему

Стоит ли идти против системы? Да, но вместе

Источник iStock.com
Источник iStock.com

Друзья, не так давно на канале была история про маму, которая не стала терпеть издевательства учителя над ребёнком. Там было много всего, но кончилось тем, что ребёнок порезал себе руки. Евгения решила не просто по-тихому забрать ребёнка и уйти, но восстановить справедливость. Написала два письма в местное Управление образованием. Саму историю вы можете прочитать тут.

А я хочу немного сегодня поразмышлять про восстановление справедливости пострадавшим. Никакого единого мнения про это нет и быть не может. Зависит от ресурсов, времени, здоровья, устойчивости психики того, с кем поступили несправедливо. Ещё зависит от размера ущерба. Вроде бы мы все уже точно знаем, что за убийство или изнасилование стоит добиваться наказания, хотя ведь так было не всегда. А если словесно оскорбили? А если травили? А если довели до самоубийства или самоповреждения? Тут зависит от общества к обществу, от страны к стране, в нашей с вами пока про многое предлагается «потерпеть».

В подобных статьях ваши мнения, мнения читателей всегда разделяются. Вот, например, не так давно тут была статья про маму, которая не стала бороться с системой и просто перевела на дистант сына, который подвергся сексуализированному насилию, (с ребёнка сняли штаны, и кстати, многие комментарии были в стиле «а чо такова?»). Те комментаторы, которые все-таки считают это насилием, обрушились на маму с критикой — почему никак не заявила о проблеме, почему не обратилась в высшие инстанции? А вот когда была история про Ксению, учителя английского языка, которая целый год боролась, подорвала здоровье, но обратилась везде, от Министерства до СК, и  сейчас, наконец, с моей помощью у неё появился юрист, который избавляет её от лишней нервотрёпки, тут, наоборот, полился ушат грязи: «Она мазохистка! Зачем трепала себе нервы? Зачем боролась? Это бесполезно. Просто ушла бы и всё!» Я, когда вижу такое раздвоение сознания, мне всегда интересно, не одни ли и те же люди это пишут. Вывод один — как бы ты ни поступил, сам факт того, что ты рассказываешь свою историю совершенного над тобой насилия (неважно, морального или физического), сразу подставляет тебя под удар. Тобой в основном будут недовольны, найдут кучу причин тебя поклевать, покидать в тебя камни, пройтись по тебе в белом пальто.

Но! Я всё-таки вижу, что не всё безнадёжно. Кажется, рецепт того, как сделать так, чтобы система насиловала нас всё меньше, а мы бы, взаимодействуя с системой (с любой — школа, медицина, армия, полиция и тд), чувствовали себя всё счастливее, всё же есть. Прежде чем им поделиться, вернусь к истории, с которой я начала эту статью.

Итак, в той истории девочка порезала себе руки. Мама уведомила Управление образованием о неподобающем поведении учителя. Было написано два письма. Также Управление запросило все скрины родительского чата и аудиозаписи уроков.

Что известно на сегодня, по прошествии месяца? В классе прошёл выпускной, учительница там была, веселилась и улыбалась. У меня не получается понять, как. Как это возможно? Когда ты знаешь, что по твоей вине ребёнок порезал себе руки, ты фактически довела до суицида? Как ты можешь веселиться и улыбаться?

Из управления образованием тем временем пришёл ответ:

Скрин письма
Скрин письма

Ответом это назвать сложно. Это отписка. А проведённая проверка — это имитация деятельности. Как проводилась проверка? Разговором с директором школы, заинтересованной стороной. Что характерно, факты некорректного поведения не подтвердились, однако к учителю применены меры дисциплинарного высказывания. За что? Так подтвердились или нет?

Евгения, конечно же, пообщалась с исполнителем письма. В личном общении он признаётся, что уверен, что всё так и было. Ведь есть и скрины, и аудиозаписи. Но вот загвоздка — другие родители молчат. Их, правда, и не спрашивали. Но их бы спросили, оказывается, если изначально от них были бы жалобы. А жалоб не было. Ни от мамы, дочь которой заставили сидеть несколько уроков, склонив голову. Ни от всех тех мам, возмущающихся в чате. Сотрудник Управления пояснил, что для того, чтобы провести полное расследование по учителю, должно было появиться коллективное письмо от родителей класса. В ситуации, когда нет ни коллективного письма, ни жалоб от других родителей, случай Евгении рассматривается просто как частный случай, профпригодность учителя в целом не оценивается. При этом чиновник добавил, что этого учителя надо было убирать давно. Сейчас она, кстати, уже ушла на пенсию. Евгения говорит, что слышала в его голосе сожаление, он даже предложил бесплатного психолога. Ах, вы ж мои зайки, чиновники. Сожалеют они. Но маховик выстроен так, что доказать, что над тобой совершено насилие, очень сложно. Это не вина данного конкретного исполнителя, хотя все его сожаления в голосе не звучат от этого менее жалко.

Вот так можно, но не стоит, если не оценил свои ресурсы. Источник unsplash.com
Вот так можно, но не стоит, если не оценил свои ресурсы. Источник unsplash.com

А теперь перейду к рецепту. Итак, бороться за справедливость с системой, когда система нарушает ваши права, можно, но шансы в нашей стране с текущим законодательством (травля, например, до сих пор не определена в законе, для расследования по учителю, оказывается, нужна не одна жалоба) близятся к нулю. Не бороться и уходить по-тихому... хороший вариант для сохранения собственной психики, но ничего не меняет для оставшихся и для системы в целом. Я уверена, что чем больше уходов от насилия по-тихому, тем больше насилия. Остаётся единственный рабочий вариант — объединяться и отстаивать свои права вместе. В истории Евгении остальные родители тоже жалуются в чатах, но они боятся лишний раз заявить о правах детей, «а вдруг это потом отразится на моём ребёнке». В истории учителя Ксении остальные учителя тоже пострадали, у них тоже украли зарплату, они тоже работают в атмосфере, где «потерпи, тебя год поедят, потом перекинутся на других». Но они боятся, что за поднятие головы дадут по носу. В истории мамы, ребенок которой столкнулся с сексуализированным насилием в школе, а она забрала его на дистант, тоже весь класс — жертва. Там периодически кого-то травят, а эту отвратительную сцену с ксенофобией и сниманием штанов вообще видел весь класс и весь класс видел, что за это ничего не будет. Целый класс жертв. Но мама знает, что родители предпочтут потерпеть. В случае травли моего сына было так же. Как только школа включила некрасивый шантаж и начала по одному прессовать всех родителей, подписавших письмо о том, что родители просят обеспечить безопасность детей в классе (так как травили не нескольких детей), родители начали сливаться. Писали мне личные сообщения: «Я с тобой, ты права, но я пас, боюсь».

Вот так лучше. Источник unsplash.com
Вот так лучше. Источник unsplash.com

Так вот, друзья. У нас с вами, у тех, кто вынужден взаимодействовать с системой, есть только один выход. Система сама лучше не станет. Там даже задач таких нет. Мы можем заставить её стать лучше. Для этого придётся объединяться. Пожалуйста, откажитесь от концепции «потерпим», не мыслите языком жертвы: «Если я заявлю о нарушении, будет хуже». Вам уже хуже. Насилие над вами уже состоялось. Система никогда не насилует только одного. Организации с гнилой корпоративной культурой никогда не насилуют кого-то одного. Наверняка, пострадавших много, найдите их, объединитесь с ними. Если каждый, КАЖДЫЙ, откажется от позиции жертвы, тогда что-то можно изменить. А ещё, пожалуйста, учите своих детей вступаться за других. Каждый раз, когда они видят насилие, у них два пути: вмешаться тут же или сигнализировать взрослому. Только не молчать. Боитесь, что им достанется? Чтобы не досталось, такую установку должен дать дома каждый родитель. В идеале учителя должны эту установку закрепить и отдельно подчеркнуть, что это сообщать о насилии — не ябедничество, а нормальное функционирование гражданского общества.

Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.