Несколько дней осталось до завершения в Омске грандиозных гастролей московского театра им. Вахтангова. Семь спектаклей привёз в наш город театр-побратим Омской драмы. Почти все показаны не по одному разу, но больше всего – сразу четыре вечера – идёт «Война и мир» (16+) в постановке Римаса Туминаса.
Он был поставлен к 100-летию театра и показан уже едва ли не всей стане; Омск последний город, где гастролируют вахтанговцы, после чего они заканчивают сезон и уходят на каникулы. А нам останется только вспоминать, как это было.
Оценка зрителей
У тех, кто уже побывал на спектакле, только восторженные эпитеты – «превосходно», «волшебно», «великолепно», «глубоко», «перечитать «Войну и мир», «для чего на сцену выходил Толстой», «звёздный состав» - вот лишь малая толика того, что удалось услышать на выходе из зала.
Начнём с последнего – состав на самом деле звёздный, он частично менялся, но от этого сиял не менее ярко. Некоторые актёры были заняты в других спектаклях (напомним, их семь, и они параллельно шли на нескольких театральных площадках Омска). В спектакле играют артисты всех поколений вахтановцев, среди которых народные - Людмила Максакова, Ирина Купченко, Ольга Тумайкина, Юлия Рутберг, Марина Есипенко, Евгений Князев, Андрей Ильин, Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Юрий Шлыков, Евгений Карельских; заслуженные артисты - Анна Дубровская, Ольга Чиповская, Мария Волкова, Виктор Добронравов, Олег Макаров, Андрей Зарецкий; артисты - Ольга Лерман, Ксения Трейстер, Екатерина Крамзина, Полина Чернышова, Мария Бердинских, Мария Риваль, Анна Антонова, Яна Соболевская, Аделина Гизатуллина, Анастасия Жданова, Ирина Смирнова, Ася Домская, Лада Чуровская, Ирина Дымченко, Мария Шастина, Александра Стрельцына, Юрий Поляк, Ян Гахарманов, Павел Попов, Денис Самойлов, Владимир Логвинов, Юрий Цокуров, Артём Пархоменко.
Всего на сцену каждый из четырёх вечеров выходит более 20 человек – серьёзное количество. Но и роман, конечно, «густонаселённый», поэтому всех толстовских героев вывести на сцену не получится – да и незачем, главные, определяющие нить повествования, все есть.
И даже сам Лев Николаевич дважды выходит на сцену, хозяйским взглядом оглядывая своих героев. Много лет они уже живут в его произведении, в фильме, а теперь вот и на театральных подмостках.
Оценка режиссёра
Мы не знаем, что именно хотел до нести до нас сам Лев Николаевич, но спектакль – многослойный, многогранный, и каждый, наверное, увидит в нём что-то своё. Очень остро звучат сегодня слова о войне против России. Очень остро читается и семейная трагедия.
«Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Для правильного прочтения Толстого следует понимать слово «мир» как Вселенную, как человечество. Но есть ещё и выражения «молиться всем миром», «иди с миром», «живи с миром»...
Богатство толкования этого слова бесконечно, и у нас оно в каждой сцене имеет свою интонацию, свой смысл. Мы творим, оформляем, вкладываем судьбы, парадоксы, безумие, любовь, радость, отчаяние... Всё пробуждает воспоминания. Память - это родина души, и эта родина детства присутствует не только как тема спектакля - всё идет из детства... », - говорит режиссёр Римас Туминас.
Некоторые из приехавших в Омск актёров рассказали журналистам о том, как создавали свои роли. Спектакль длинный (идёт 4 часа 45 минут), поэтому репетировали его порядка четырёх месяцев. При этом режиссёр изначально уже представлял, какие эмоции несёт тот или иной герой, что и какими средствами он должен выразить.
Оценка актёров
«Репетируя, Римас проигрывает историю за каждого персонажа, - рассказывает исполнитель роли Пьера Безухова Павел Попов. – Его просто можно снимать, за ним записывать, как он это видит. Но в моём персонаже есть и мои собственные придумки, что-то режиссёр отверг, что-то одобрил».
Исполняющий роль утончённого (и, как нам кажется после фильма и исполнения в нём этой роли В. Тихонова, безупречного) князя Андрея Болконского Юрий Подоляк рассказал, что его герой – очень эгоистичный и запутавшийся молодой человек. «Когда он говорит Наташе, что надо подождать год, это значит, что он не понял эту душу – ей надо всё и сразу, она такая страстная, цельная».
Роль Наташи Ростовой актрисе Ольге Лерман (недавно все на экранах видели её в главной роли фильма «Поехавшая) досталась не сразу – около месяца вначале репетировала другая актриса, но затем режиссёр попросил Ольгу почитать инсценировку. «Я пришла к Туминасу и сказала: «Вы же знаете, что мне 33 года?» Он меня успокоил и сказал, что мне не надо будет играть маленькую девочку, а показать девочку, которая переросла себя саму».
И действительно, Ольга весьма органична в этой роли – вначале это юный кокетливый ребёнок, а в конце – постаревшая от горя взрослая женщина, хотя прошёл всего лишь год с момента её того самого знаменитого первого бала.
«Считаю, что читать «Войну и мир» в 14-15 лет – это преступление. Только сейчас, в 33 года перечитав роман в третий раз, я его, наверное, поняла», - добавила актриса.
Роль старого князя Болконского великолепно исполняет Евгений Князев. Скрытный, мрачный, слегка сумасшедший запершийся в своём имении человек, которого за это осуждает так называемый свет, на самом деле очень страдает. И из-за того, что сын, женившись без любви, остаётся вдовцом и бросает блестящую военную карьеру, и из-за того, что дочь не собирается выходить замуж, а проводит всё время с ним.
И из-за войны с Наполеоном – ведь «никогда театр военных действий не переместится дальше Польши». А когда этот самый театр всё-таки идёт к Москве, граф просто умирает, отказываясь это признавать...
«Чаще всего театр бывает пересказом, а так, чтобы и нас задело, и зрителей, это происходит редко, - поделился Князев. – И так сошлось благодаря гению Толстого, невероятной работе Туминаса, великолепной труппе вахтанговцев и обстоятельствам, в которых мы все с вами живём».
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», - когда-то написал Александр Кушнер, а спел дуэт Никитиных. Очень хотелось, чтобы эти времена были миром. Но даже если это война, нам в ней жить. И выживать. Как выжили когда-то герои Толстого – не все, с потерями, но всё же выжили.
Как говорит в конце спектакля Пьер Безухов, только в плену понимаешь, как ценно всё то, чего тебя лишили – есть и пить тогда, когда появляются голод и жажда; поговорить и помолчать тогда, когда есть в этом потребность; много обычных мирских ценностей не замечаешь, когда этого лишаешься. И хорошо, что Толстой вместе с вахтанговцами нам об этом напомнили.