Нынешнее поколение умнее своих предшественников – это общепризнанный факт. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв», средства массовой информации, опоясавшие мир каналами связи, без конца льющими в умы детей поток разнообразных знаний. Если до недавнего времени внимание учёных было приковано к школьному возрасту, где, как казалось, ребёнок приобретает необходимые каждому умения и знания, развивает свои способности и силы, то теперь ситуация кардинально изменилась. В XXI веке становится все больше детей с ярким интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано, начиная с младшего дошкольного возраста – в 3-4 года.
Мышление – это высший познавательный процесс. С его помощью дошкольники познают окружающий мир во всем его многообразии, свойствах и отношении.
В настоящее время в психологии достаточно чётко охарактеризована следующая классификация видов мышления:
1. Наглядно-действенное
Вид мышления, основанный на непосредственном восприятии объектов во время действий с ними. Ключевая характеристика наглядно-действенного мышления обусловливается способностью наблюдать реальные предметы и устанавливать связи между ними в реальном преобразовании ситуации. Подобной формой мышления обладают дети до трёх лет. Ребёнок сравнивает объекты, складывая или приставляя их друг к другу. Он синтезирует, складывая «дом» из кубиков или палочек. Систематизирует и обобщает, раскладывая кубики по цвету, форме и так далее. Так ребёнок мыслит посредством действий. Движение рук предшествует мышлению, следовательно, его называют ручным. У взрослых этот тип мышления проявляется, например, при выполнении домашних дел, перестановке мебели либо использовании малознакомой техники. Подобное мышление возможно, когда нельзя всецело предвидеть результаты какого-нибудь действия.
2. Наглядно-образное
Этот вид мышления обладает следующими характеристиками:
1. Помогает анализировать, обобщать и сравнивать различные образы, представления о явлениях и объектах
2. Воссоздает все многообразие различных свойств объекта
3. Практически неотделимо от воображения
Оно проявляется у дошкольников в возрасте от четырех до семи лет. Действие отступает на второй план, ребёнку необязательно касаться объекта руками, он должен четко воспринимать и визуализировать данный объект. Отличительной чертой детского мышления является наглядность. У взрослых наглядно-образное мышление проявляется, например, при ремонте квартиры. Человек может заранее представить, как будут выглядеть обои, цвет потолка и так далее.
3. Словесно-логическое
Это высшая форма мышления, с его помощью человек может отражать сложные взаимосвязи, формировать понятия, делать выводы и решать непростые абстрактные задачи. Оно имеет свой собственный алгоритм. Поначалу человек рассматривает одно суждение, далее вербально дополняет к нему другое и делает логический вывод.
На ранних этапах развития, включая дошкольный период, основным содержанием интеллектуальной деятельности ребёнка является игровая деятельность. В дошкольном возрасте этот вид деятельности достигает полного, расширенного и совершенного развития. Поэтому в данный период крайне важно, чтобы педагог целенаправленно использовал игровую деятельность для достижения воспитательных целей, соответствующих этому возрасту. Мыслительные операции имеют большое значение для мозговой деятельности. Благодаря им ребёнок познаёт окружающий мир. Это следует учитывать при выборе игр и упражнений для дошкольников:
1. Сравнение
Это один из способов заставить мозг работать и развиваться. Поэтому важно научить детей сравнивать, искать различия в предметах: по размеру, форме, вкусу, цвету, применению, особенностям структуры и так далее. При сравнении важен анализ, который формируется у ребёнка.
Можно поиграть в игру «Близнецы». В ней участвуют 2 дошкольника. У каждого имеется одинаковый набор карточек. Один ребёнок рассказывает о том, что изображено на одной из его карточек. Другой в своём наборе ищет близнеца – точно такую же карточку. Далее игроки меняются ролями.
2. Обобщение
Если сравнение доступно для дошкольников средних групп детского сада, обобщать могут только дошкольники старшего возраста. Младшие не могут мыслить, разделяя предметы на категории. Но старшие, которые имеют больший словарный запас и приобрели больше знаний за несколько лет, могут проводить обобщение.
Хорошей игрой для тренировки обобщения будет использование словарного ряда. Например, можно попросить ребёнка назвать некоторые предметы одним словом: голубь, воробей, утка, сова (птицы); кровать, диван, стол, стул (мебель); вилка, кружка, тарелка, кастрюля (посуда). Это упражнение также тренирует сравнение и помогает анализировать.
3. Анализ
Детям важно понимать, из каких частей состоит та или иная вещь. При этом важно направлять анализ от разрушительной силы (ребёнок разбирает игрушки на части, но процесс сборки его больше не интересует) на продуктивную, познавательную (знания о строении, например, растений, они становятся толчком к получению новой информации). Важно научить детей анализировать таким образом, чтобы они могли видеть не только части, но и их признаки.
Чтобы развивать анализ можно поиграть с ребёнком в игру «Найди лишнее». Дошкольнику предлагается несколько карточек с иллюстрациями различных предметов. Например, среди картинок продуктов может быть карточка с несъедобным предметом. Ребёнок при просмотре картинок должен определить на основе анализа, какая из них лишняя. Эта игра подходит для тренировки таких мыслительных операций, как синтез и классификация.
4. Синтез
Достаточно сложно объединить отдельные элементы в единую конструкцию. Разрозненная информация может оказаться бесполезной, поскольку она неполна. Синтез интересен как операция, которая объединяет знания ребёнка о сложном процессе соединения частей в единое целое. Благодаря синтезу ребёнок учится читать, складывая слоги из букв, слова из слогов и предложения из слов.
Упражнение «Угадай что» поможет развить синтез. Ребёнка просят отгадать предмет, изображённый на картинке, но сам рисунок ребёнок не видит. Ведущий рассказывает, что именно изображено, учитывая детали, его описание должно быть полным, чтобы ребёнок смог сказать, что на картинке. Затем ребёнок может сам попробовать описать картинку так, чтобы его сверстник смог правильно отгадать. В дополнение к синтезу, это упражнение обучает анализу.
5. Классификация
Свойства объектов, их сходства или различия относятся к классификации. В детском саду ребёнок может научиться классифицировать предметы, например, по составу.
Для развития способности к классификации детям можно предложить поиграть в «театр», сюжетно-ролевые игры, например, «дочки-матери». Хорошо помогает получить навыки классификации игра на определённую тему: по мотивам сказки, по профессиям. Однако необходимо учитывать возраст ребёнка. Так, в младшем дошкольном возрасте такое погружение в игру возможно только на четверть часа. В старшем дошкольном возрасте дети с удовольствием играют в ролевые игры около часа.