Эту статью я обещала написать давно, но благополучно забыла, увлекшись путешествиями. А вчера мне в комментариях про это напомнили. Исправляюсь.
С февраля по июнь я училась на курсе "Менеджер по маркетплейсам" от Нетологии. По итогу - дипломную работу я сдала, но радости не испытала ни какой. Больше всего мне жалко потраченных денег. Но я успокаиваю себя тем, что "отрицательный опыт - тоже опыт".
Я уже писала, что выбирала между Скилбоксом и Нетологией. Выбор пал на последнюю из-за того, что они обещали дать демо-доступ в личный кабинет Вайлдбериса. А т.к. у меня своих магазинов не было ни на одной из площадок - меня это склонило в их пользу.
Но мой косяк, что я не посмотрела отзывы на сторонних ресурсах, а только на их сайте. Понятно, что они там сплошь хвалебные.
Презентация курса
О, презентация курса была просто на 5 баллов! 36 листов PDF-файла с яркими картинками и обещаниями стать высококлассным специалистом после прохождения курса. После полученных навыков я сразу могу найти клиентов!
Из презентации курса:
Чему из этого я реально научилась? Ничему.
Анализировать конкурентов и ассортимент я уже умела благодаря работе на Этси в свое время. Могу еще подобрать ключевые слова и составить описание.
Формат обучения включал в себя видеолекции, прямые эфиры и текстовые лекции. К преподавателям у меня вопросов нет - они старались как могли, но нельзя в два часа лекции впихнуть невпихуемое. Поэтому лекции сводились к тому, чтобы дать общие поверхностные знания, которые можно получить бесплатно в открытом доступе.
Структура курса
На момент первой домашки я еще не сообразила, но потом поняла - что это самая большая странность курса. Давали лекцию, потом домашнее задание - а там вообще не по лекции! И только потом открывается лекция с темой как в домашнем задании. После первого домашнего задания я была в шоке и полной парализации. И только где-то после третьего задания я сообразила не кидаться сразу делать домашку, а ждать открытия всех лекций. Хотя на выполнение ДЗ отводилось определенное время.
Польза от курса - ноль целых хрен десятых
Рассмотрим на конкретном примере. Возьмем последнюю фразу с картинки выше - научитесь работать с базовыми рекламными инструментами маркетплейса. Для меня "научитесь" это значит мне покажут - заходишь вот сюда, нажимаешь вот сюда, рекламную ставку выбираем вот такую. Если выбрать такую - то произойдет это, а если выбрать такую - то случится то-то и то-то.
На деле же мне просто рассказали, какие рекламные кампании бывают, что на разных МП они называются и в какой вкладке на каждом МП они находятся. И в целом, весь курс сводится к тому, что тебе показывают личный кабинет одного из МП и говорят в каких вкладках что находится. Бинго, ребята, я читать тоже умею.
И так было во всем. Тарифы на логистику и хранение мы искали самостоятельно в интернете. С ВБ это осложнялось тем, что пока ты не зарегистрируешь кабинет (а тогда это было 30 000 рублей), этой информации ты в открытом доступе не найдешь. Поэтому я всегда рассматривала только три МП - ЯндексМаркет, СбермегаМаркет и Озон. А там еще эти тарифы такие путанные - без бутылки не разберешься. Сколько раз я хотела все бросить и только упертость Рака гнала меня вперед.
А вот моя знакомая все-таки бросила это дело почти в самом начале и ей вернули 25 000 из 39 000.
И магазин мне пришлось завести на озон из-за одного домашнего задания, где нужно было заполнить карточку товара. А как ее заполнить - если у тебя нет кабинета? Ведь профессия менеджер МП подразумевает, что ты можешь вести чужой магазин и необязательно продавать там самому.
На мой взгляд, польза от этого курса будет тем, кто не умеет самостоятельно читать. Мне же нужно было узнать - какие подводные камни есть на площадках и как их обойти, чтобы не потерять впустую деньги. Про это, к сожалению, не рассказывали.
И теперь у меня есть определенный страх, идти еще на какие-либо курсы, чтобы опять не было мучительно больно за бесцельно потраченные деньги.
А у вас были случаи выброса денег на ветер?